В эти дни власти Азербайджана принимают капитуляцию Карабаха. История независимости Нагорно-Карабахской Республики закончилась. Представители Баку и Степанакерта сейчас обсуждают не столько политические, сколько технические и гуманитарные вопросы — прежде всего, условия дальнейшего пребывания в регионе его армянского населения
Военные действия продлились всего одни сутки. Этого хватило для того, чтобы Азербайджан добился всех своих целей. И сегодня многие наблюдатели отмечают, что пример столь удачной «антитеррористической операции» может вдохновить и другие страны, стремящиеся вернуть под собственный контроль территории, которые они считают своими.
Сегодняшняя Грузия вряд ли готова развязать новую войну против Южной Осетии и Абхазии. Нынешний официальный Тбилиси придерживается прагматизма в отношениях с Россией, и если там в ближайшее время не произойдёт госпереворот, об опасности которого недавно предупреждали местные спецслужбы, угрозы с этого направления можно не ждать.
Интереснее выглядит ситуация вокруг Приднестровья. Оно находится в постоянной опасности, будучи зажатым между Украиной и Молдавией, которая проводит всё более ярко выраженную антироссийскую политику. Могут ли нынешние молдавские власти попытаться решить приднестровский вопрос военным путём — разумеется, вместе с Украиной, ибо своих сил точно не хватит?
Аргументы за
Главный из них состоит в том, что в случае массированного удара ВСУ России будет крайне тяжело защитить ПМР, в котором проживает около 200 тыс российских граждан.
Украинское вторжение, предлогом к которому станет просьба Кишинёва помочь в деле восстановления «территориальной целостности» и «конституционного порядка», имеет все шансы на быстрый успех.
Приднестровье в географическом плане представляет собой вытянутую вдоль украинской границы полосу, ширина которой составляет примерно 40 км. То есть его территория полностью простреливается артиллерией. Республику должны защищать российские миротворцы (около 2 тыс. чел, в основном местные контрактники без тяжёлого вооружения) и приднестровская армия, в которой официально состоит более 7 тыс. военнослужащих, располагающих некоторым количеством танков, артиллерийских орудий и РСЗО. Серьёзное сопротивление в случае вторжения ВСУ они вряд ли смогут оказать.
Актуальность данного сценария может увеличиться по мере того, как будут расти проблемы, связанные с нынешним украинским наступлением. Киеву как воздух нужны «перемоги», и в этом плане быстрая и успешная приднестровская кампания способна серьёзно усилить его позиции в глазах Запада. Молдавия тоже сможет записать произошедшее себе в актив, объявив это своей первой победой с момента обретения независимости. Так как уничтожение Приднестровья станет тяжелейшим ударом по репутации России, западные стратеги просто не могут не держать в голове соответствующий план.
Аргументы против
Прежде всего, власти Молдавии при всей своей демонстративной враждебности по отношению к России явно не горят желанием вступать с ней в открытый конфликт — по крайней мере, пока. Однако в случае нападения на российских граждан и миротворцев Кишинёв автоматически вступит в противостояние с Москвой, оказавшись в одном ряду с Украиной.
Да, у ВС РФ сейчас нет возможности провести в регионе сухопутную операцию, однако Майя Санду и её приближённые вряд ли обрадуются, если на молдавскую территорию начнут периодически падать крылатые ракеты — особенно учитывая энергетическую уязвимость Молдавии.
Прошедшей осенью в этой стране начались серьёзные перебои с электричеством из-за того, что ВС РФ наносили удары по энергетическим объектам Украины. Санду тогда заявила, что «Россия погрузила Молдавию во тьму». Кишинёв получает электроэнергию с находящейся в Приднестровье Молдавской ГРЭС, и в случае её захвата она также может стать мишенью для российских ракет.
Этот фактор напрямую связан с тем, что население Молдавии в массе своей категорически не желает втягиваться в какие-либо военные авантюры. Да, Санду сейчас добивает оппозицию, её поддерживает Запад, однако страна находится в тяжёлом экономическом кризисе.
Скоро пройдут выборы: в этом году местные, а в следующем — президентские. Санду уже начала свою президентскую кампанию, и если она будет сопровождаться военными действиями, это резко сократит её шансы даже при условии серьёзнейшей помощи со стороны США и ЕС. Ранее действующий президент Молдавии говорила, что «геополитическая возможность» решения приднестровского вопроса появится тогда, когда «Украина выиграет войну». То есть когда Россия, по мнению Санду, будет критически ослаблена и, соответственно, неспособна к силовому вмешательству в происходящее на Днестре.
Сейчас Молдавия, очевидно, делает ставку на экономическое удушение Приднестровья и его постепенное подчинение с помощью таможенной блокады. Кишинёв фактически перекрыл экспорт приднестровских товаров. Приднестровские производители уже начинают во многом играть по молдавским правилам: в частности, два крупных местных предприятия, Молдавский металлургический завод и Цементный завод, недавно начали платить налог на загрязнение окружающей среды в молдавский бюджет. Давление на Тирасполь усиливается.
В целом, вне зависимости от того, решатся ли Кишинёв и Киев развязать военную агрессию, очевидно, что российский форпост на Днестре находится в серьёзнейшей опасности. И Россия вряд ли сможет устранить эту угрозу без убедительной и безоговорочной победы в СВО.