Новый Иерусалим (Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви) расположен в городе Истра Московской области. Монастырь основан в 1656 году Патриархом Никоном, по замыслу которого на русской земле должны были быть воссозданы святые места Палестины.
На строительные работы, для производства которых «требовалось огромное количество как квалифицированных мастеров, так и подсобной рабочей силы», были привлечены монастырские крестьяне, в том числе и из отдалённых вотчин. Крестьяне в своих челобитных жаловались на то, что, оторванные от дома, они лишены возможности заниматься собственным хозяйством. Положение занятых на работах не облегчало предоставление им некоторых льгот[. Один из современных Никону писателей-старообрядцев критиковал патриарха за то, что «простых крестьян тяжкими труды умучил, созидаючи горкой свой Иеросалим».
При Никоне на территории монастыря был возведён комплекс традиционных для русского зодчества деревянных сооружений. В 1656 году построена деревянная Воскресенская церковь с трапезной, келарской и служебными помещениями. Название "Новый Иерусалим", что любопытно, придумал сам царь Алексей Михайлович, когда Никон привёз его на освещении церкви, что произошло 18 октября 1657 года. После опалы Никона в 1666 году в строительстве возник перерыв, и Иерусалим доделывали уже при следующих государях - Фёдоре Алексеевиче и Софье. К концу века ансамбль монастыря был уже готов, а село Воскресенское, купленное когда-то Никоном, выросло в городок, в 1930 году переименованный в Истру.
Сложно сказать, насколько Воскресенский собор, законченный уже после смерти Никона, соответствовал его замыслу, но в общих чертах его внешний вид повторял Храм Гроба Господня. Как и его палестинский прототип, собор состоял из трёх частей, сведённых в цельную архитектурную композицию. Центр храма — четырёхстолпный, перекрытый мощным куполом на барабане.
Кроме надвратной, в "городской" стене комплекса восемь башен. По часовой стрелке от ворот - Гефсиманская, Сионская, Давидов дом, Елизаветинская, Иноплеменничья, башня Варуха, Ефремова и Дамасская. Примечательно, что достроены они были уже при молодом Петре, а иерусалимские названия получили ещё позже - Никон умер, но дело его жило.
С высоты птичьего полета монастырь выглядит как возвышающаяся на холме хорошо укреплённая крепость, композиционным центром которой является златоглавый Воскресенский собор. Его купол-ротонда в виде шатра с расположенными в три ряда 60 слуховыми оконцами имеет высоту 18 метров и является визитной карточкой обители.
В Воскресенском соборе, как и в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, находятся три главных святыни христиан:
· Голгофа- небольшая скала, на которой был распят Христос.
· Кувуклия- часовня с гробом господним (место погребения Христа).
· Храм Воскресения Спасителя- место его живоносного воскресения.
В восточной части храма расположена подземная церковь святых Константина и Елены, она находится на глубине 6 метров, в ней есть источник, в котором можно набрать целебной воды. Воскресенский собор соединен с подземной церковью лестницей из 33 ступеней по числу земных лет Христа.
Сильно пострадал монастырь в Великую Отечественную войну, когда в декабре 1941 г. фашистские захватчики взорвали его. Экспонаты музея были расхищены.
Интересный факт, что ни часовня с гробом господним ни Голгофа не пострадали при взрыве.
В 1994 году монастырь возвратили РПЦ, и возобновились службы. Произведена полная реставрация. Побывать тут нужно обязательно.