Найти в Дзене
АРХ-Возрождение

Цветы в усадьбе Знаменское Раек

2 августа 2023, в усадьбе Знаменское Раек, недалеко от города Торжок, в тверской области, началось мероприятие, которое длилось до 06 августа. Это был проект «Цветы в усадьбе». На несколько дней усадьба ожила, украсилась цветами, коврами, искусством и живым присутствием людей, которые с любовью и уважением относятся к ее красоте и уязвимости.

Идея создать красоту цветочных композиций на фоне фактурных стен усадьбы родилась из восхищения усадьбой -гениальным творением архитектора Н.Львова – первого палладианца в России, ее интерьерами и их сохранностью, тревогой за ее судьбу, рожденной профессиональным понимании ситуации с реставрацией памятников архитектуры Федерального значения в нашей стране. Именно цветы, со своей мимолетностью жизни и совершенной красотой, всегда приносят жизнь и красоту в пространство и могут стать приношением жизни, истории и памяти места.

Фото В. Разумов
Фото В. Разумов

Усадьба построена в 1799 году по проекту архитектора Н.Львова, как подарок генерал-аншефа Федора Глебова своей будущей жене Елизавете Стрешневой, и напоминает в плане ожерелье. Спроектирована усадьба по законам архитектуры, сформулированным Андреа Палладио, чье творчество и труды Львов изучал и переводил на русский язык. В усадьбе были театр, библиотека, ландшафтный парк. Внутри дома естественный свет учтен в освещении помещений особым образом – в ориентированном на 4 стороны света дом движение солнца и перемещение его по комнатам, во многом определило планировку. В парадной столовой висели портреты российских правителей. Пол в бальном зале был «плавающим» и слегка пружинил под ногами танцующих. Купол над главным залом, как в Пантеоне, создавал ощущение неба над головой – двойной купол был особым приемом, придуманным и инженерно разработанным Николаем Львовым и встречается еще во многих его творениях. Стены и потолки с лепниной и росписями, мраморные камины и двери из красного дерева. Помещения обогревались воздушным отоплением от печей в подвалах, кондиционировались и ароматизировались!

К участию в проекте присоединилось ландшафтное бюро МОХ – они создали все цветочные композиции. Большую часть растений была ими привезена из питомников компании, но также были применены и местные растения, которые волонтеры, направляемые флористами, срезали в парке и лугах усадьбы.

-2
Вообще, концепция создания роскошных композиций из растений эндемиков (тех, которые растут именно в данной местности) родилась сама собой, тк проект участники финансировали самостоятельно. Но именно простота и прелесть растений из парка и сада как нельзя лучше подчеркнула красоту самого дома, не перетягивая внимание на себя, будучи родной этим стенам, и можно было себе представить, что именно такие букеты украшали дома в его лучшие времена.
Вообще, концепция создания роскошных композиций из растений эндемиков (тех, которые растут именно в данной местности) родилась сама собой, тк проект участники финансировали самостоятельно. Но именно простота и прелесть растений из парка и сада как нельзя лучше подчеркнула красоту самого дома, не перетягивая внимание на себя, будучи родной этим стенам, и можно было себе представить, что именно такие букеты украшали дома в его лучшие времена.
Волонтеры проекта собирают растения в парке
Волонтеры проекта собирают растения в парке

Интерьерный стилист Юлия Чеботарь и выпускники ее школы, также приняли участие в проекте. Они создали инсталляцию «Сны о прошлом» в «духе Екатерины II» (она была дальней родственницей хозяйки дома – Елизаветы Стрешневой-Глебовой), которая считалась покровительницей усадьбы и семьи Глебовых. Для нее даже была предусмотрена спальня, ориентированная на восток, как любила Екатерина, богато украшенная, и в которой так никто и не ночевал. И кажется, что можно сесть за накрытый стол, налить чаю или вина и с видом на заходящее солнце потеряться во времени..

Стол, накрытый в стиле Екатерины II, создан Юлией Симоненко
Стол, накрытый в стиле Екатерины II, создан Юлией Симоненко
Ковер предоставлен компанией Art de Vivre
Ковер предоставлен компанией Art de Vivre

Великолепные ковры, которые компания Art de Vivre предоставила для съемки, украсили все помещения дома. И все участники проекта и экскурсанты были свидетелями того, насколько невероятно живой и прекрасной стала усадьба с коврами, цветами, веселыми красивыми людьми, как будто жизнь в нее вернулась. И то, что могло казаться неопрятной разрушенностью, стало благородной патиной и честной историей во всей красоте ее подлинности.

-7
Роскошный ковер в бывшем бильярдном зале дворца
Роскошный ковер в бывшем бильярдном зале дворца

И были очень необходимые и ценные моменты отдыха в красоте. Надо сказать, что участники проекта почти жили в усадьбе, как будто она стала родной. Дом стал очень живой и близкий, когда в нем появилась мебель, ковры, посуда. Ведь это очень красиво было бы так жить! Может быть можно сделать более масштабный проект и меблировать основные помещения дома и показать, что красота этих стен и потолков может быть невероятно актуальна и жизнь в этом пространстве делает людей более гармоничными и придает им большего достоинства.

Елена Бабкина, куратор программ дизайн интерьера Британской Высшей школы дизайна, отдыхает и мечтает о чае
Елена Бабкина, куратор программ дизайн интерьера Британской Высшей школы дизайна, отдыхает и мечтает о чае
София Ястребенецкая отдыхает на коврах Art de Vivre
София Ястребенецкая отдыхает на коврах Art de Vivre

К проекту присоединились и художники. Евгения Тут, междисциплинарная художница из Санкт Петербурга, вызвалась привезти свои полотна и световую инсталляцию. По дороге, при пересадке в Твери, инсталляция разбилась. Женя героически приняла решение, что это не повод для страданий, и даже наоборот — это в духе нашего проекта в целом: время и ситуации могут менять, разрушать, оставлять следы. Но мы можем выбрать видеть в этом историю, ценность и красоту. В итоге панно было отреставрировано, установлено, снова упало, разбилось и снова установлено. И это оказалось красиво и как инсталляция, и как история трансформации художника и человека, который справляется с разочарованием в ожиданиях, прощается с жесткостью видения как должно быть, смиряется, смеется и вырастает над собой прямо на глазах!

Световая инсталляция, художница Евгения Тут. После первого падения
Световая инсталляция, художница Евгения Тут. После первого падения
Второе падение
Второе падение
И рождение новых смыслов
И рождение новых смыслов

Чтобы изменить усадьбу снаружи на время проведения проекта, решено было украсить полотнами белой ткани колоннаду усадьбы. Эта инсталляция, выполненная компанией Арт-Проект Натальи Ивановой, оказалась непростым и долгим делом. Колонны – часть охраняемого памятника. К ним нельзя ничего крепить, работать приходилось в сложных условиях, при отсутствии электричества и возможности соорудить временные леса, что дало бы безопасность и скорость монтажа. Кроме того, были очень жаркие дни. Гости усадьбы видели в нашей инсталляции и бинты, которыми перевязали нуждающуюся в лечении усадьбу, и летопись, историю дома, которую смыло временем, и чистый белый лист, на котором можно написать новую историю дома..

Двор усадьбы внутри колоннады на закате
Двор усадьбы внутри колоннады на закате
Монтаж текстильной инсталляции компанией Арт Проект Н. Ивановой
Монтаж текстильной инсталляции компанией Арт Проект Н. Ивановой
Фото В. Разумов
Фото В. Разумов

Но именно цветы стали главными участниками проекта. Они волшебно смогли оживить стены этого некогда прекрасного и наполненного жизнью людей дома и стать драгоценным подношением и знаком уважения месту, ярким дополнением к красоте усадьбы. Для многих, проект Цветы в усадьбе, в Знаменском Райке под Торжком, стал ярким событием этого лета. Красота архитектуры, цветы, творчество в хорошей компании, пикники и новые знакомства, сказочный Торжок и причастность к истории и судьбе места.

Проект оказался больше, масштабнее, чем изначально задумывался. Десятки людей искренне принимали в нем участие как волонтеры, как помощники, как участники. Многие приезжали по 2-3 раза, чтобы побыть в созданной атмосфере. Причастность к чему-то большему, чем личный интерес, ощущение себя в единстве с историей своей страны, с тем, что ты в компании неравнодушных людей делаешь большое и важное дело, красота и творчество – все это стало сильным переживанием для всех. Удалось озвучить темы актуальности сохранения наследия, важности сохранения подлинной истории, важность пути через красоту и привлечение людей. Это и работа по изменению отношения к реставрации: реставрация не может быть ремонтом и новоделом! Реставрация должна стать частичной, в комбинации с бережной консерваций. И, конечно, важно использовать памятники, придумывая и развивая их новую функцию.

«Выживает тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям». Ч.Дарвин