Проповедь на Рождество Богородицы иеромонаха Лавра (Архипова).
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня святая Церковь празднует Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Это первый двунадесятый праздник церковного года, с него начинается история дарования райского блаженства погибающему человеческому роду, домостроительство нашего спасения. Церковный год начинается с Рождества Пресвятой Богородицы не случайно, ибо это событие стало предвестием грядущего спасения людей.
Первые люди в раю преступили заповеди Божии и сами себя наказали, и это наказание выразилось в лишении Божественной благодати, что привело к скорбям, болезням, бедствиям, вплоть до смерти людей. Как одним человеком грех вошел в мир и грехом – смерть, так и смерть пришла во всех человеков, потому что в нем все согрешили, то есть согрешили все мы в нашем праотце Адаме. Но милосердный Творец не оставил Своего создания, человека, на погибель, не осудил его на вечные муки, а дал обетование, что избавит весь род человеческий от рабства греха и проклятия смерти.
Для осуществления Своего обетования Господь избрал еврейский народ, которому обещал через патриарха Авраама, что от его семени родится Избавитель мира. Каждое семейство питало надежду, что среди его потомства может родиться Спаситель мира, а та семья, у которой не было детей, считала себя отверженной Богом и была презираема даже своими близкими.
Незадолго до Рождества Христова в Израиле, в небольшом городе Назарете, жил праведный человек Иоаким, происходивший из рода царя Давида. Он имел благочестивую жену по имени Анна, происходившую из рода первосвященника Аарона, посвященного на служение Богу. Праведно и богобоязненно жили супруги, они были скромные, смиренные люди, и тем не менее у них не было детей. Уже наступала глубокая старость, а с ней терялась надежда иметь деток. Это очень огорчало супругов, так как бесчадие считалось в те времена наказанием Божиим. Тяжкой была скорбь престарелых Иоакима и Анны, но они не возроптали на Господа, но с надеждой взывали к Нему.
Святой Андрей Критский говорит: «Святая чита уязвлялась жалом бесчадия, печалилась, скорбела и сокрушалась, перенося поношение своего бесчадства». Но Господь даровал им плод за долгие и усердные молитвы, и Предание сохранило повествование о том, как вдруг услышала Анна слова, обращенные к ней: «Анна, услышана твоя молитва, слезы твои явились пред Богом, и ты зачнешь и родишь дщерь, и через Нее получат благословение все племена земные, и будет даровано всему миру спасение. Имя ей будет Мария, что означает надежда». Услышав эти слова возрадовалась сердцем Анна, пошла в храм и дала обет Богу посвятить Ему на служение свое дитя. В то же время Иоакиму был голос в пустыне: «Иоаким, услышал Бог молитву твою и благоволит даровать тебе благодать Свою: жена твоя Анна зачнет и родит тебе дщерь, рождение которой будет радостью для всего мира».
С великой радостью вернулся в дом Иоаким, радостной была их встреча с супругой, радостной была и горячая молитва благодарения Богу. Во исполнение обетования Божия, родилась у праведных Иоакима и Анны дочь, которую они назвали Марией, ставшая потом Матерью Спасителя мира. Таким образом разрешились узы неплодства и от неплодных родителей, по их горячей молитве, произошел плод – Пренепорочная Дева. «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней». Святой Иоанн Дамаскин говорит: «День Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы переменилась на радость.
Дева Мария родилась, как говорит Евангелие, не от хотения плоти и не от мужеского хотения, она появилась на свет как плод молитвы, как дар от Бога. Появление Ее было как последнее звено длинной цепи праведников, которые через всю человеческую историю, во смирении отставили чистоту, веру и праведность перед Богом. Они поклонялись Ему в духе истине, со всей верностью и любовью. В этом длинном ряду было много людей, но у всех была одна общая черта – смирение и покаяние. Всю жизнь они боролись во имя Божие против самих себя, а не против людей для того, чтобы очиститься, и дабы в их душе восторжествовал Бог, и постепенно, из поколения в поколение они подготовили Наследницу своего рода, Которая избрала чистоту с самого начала и жила всецело в верности Своему великому призванию.
Сегодня мы празднуем Рождество Божией Матери, с приходом Которой в мир началось преодоление того разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента падения. Как воспевается в словах праздничного тропаря: «Из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даст благословение». Крестной жертвой Христа клятва была разрушена и на людей стала изливаться Божественная любовь, и этому предшествовало Рождество Богородицы, которое стало мостом между небом и землею, дверью воплощения Спасителя, раскрытой на небо, Матерью Божией и Матерью всех христиан.
Богородица по чудесному рождению в девстве Сына Божия и Матерь христиан по усыновлению. Мы же, христиане, по Божией милости названы Господом Его братьями, и следовательно мы можем называться сынами Богородицы. Как Матерь Божия Она имеет дерзновение иметь такую благодать, которая подобает иметь матери у сына. С другой стороны, как Матерь христиан, в силу материнской любви, Она оказывает христианам беспредельную и бесконечную милость, какую мать может оказывать своим детям.
Братья и сестры, принесем достойные дары нашей Матери за беспредельное море Ее милости, любви, дарованные нам. Какой дар в ответ мы можем принести и в чем состоит наше благоговение Пресвятой Деве? Это пребывание наших чувств и мыслей в чистоте и покаянии, в воздержании и смирении, в молитве и посте, примеры которых явила нам Сама Пресвятая Богородица.
В песнопениях сегодняшнего праздника звучат торжественные слова, призывающие нас к духовной радости: «Сей день Господень, радуйстеся людие, днесь всемирная радость предвозвещена». Сей день – начало нашего спасения. Сегодня родилась надежда на избавление от духовной смерти каждого человека. Богородица явилась помощницей и заступницей рода человеческого, всех христиан, соблюдающих божественные заповеди, поэтому будем и мы, братья и сестры, соблюдать эти заповеди, ведущие нас ко спасению. И Господь пребудет с нами и поможет в этом святом деле, ибо Ему угодно было дать нам отрадное обетование: «И се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века» (Мф. 28: 20), – говорит Господь.
И, конечно, с нами всегда наша Первая Помощница – Пречистая Дева Мария, Которая даровала миру нескончаемую вечную радость. Она днесь день и ночь молит Своего Божественного Сына о даровании нам радости спасания вместо греховной печали.
Сегодня родилась надежда на избавление от духовной смерти каждого человека. Богородица явилась помощницей и заступницей рода человеческого, всех христиан, соблюдающих божественные заповеди, поэтому будем и мы, братья и сестры, соблюдать эти заповеди, ведущие нас ко спасению. И Господь пребудет с нами и поможет в этом святом деле, ибо Ему угодно было дать нам отрадное обетование: «И се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века» (Мф. 28: 20), – говорит Господь. И, конечно, с нами всегда наша Первая Помощница – Пречистая Дева Мария, Которая даровала миру нескончаемую вечную радость. Она днесь день и ночь молит Своего Божественного Сына о даровании нам радости спасания вместо греховной печали.
С этой надеждой будем всегда прибегать к предстательству и заступничеству Пресвятой Девы Марии, повторяя слова церковного песнопения: «Предстательство христиан непостыдное, ходатойство ко Творцу непреложное, не презри грешных моления гласы. Но предвари яко Благая на помощь нас, верно зовущих Ти, ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя». Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. С праздником!