Знаете, есть люди, которые вызывают антипатию на каком-то органическом уровне. Смотришь на такого человека и думаешь, что при иных обстоятельствах ты бы с ним и общаться не стал, но в данный момент вас связывает работа, а по тому личным ощущениям тут не место.
Я умею разграничивать жизнь на профессиональную и личную. За пределами офиса - я просто человек, у которого есть свое мнение и взгляды на жизнь, но на работе я профессионал, и эмоции здесь излишни. Чтобы я ни думала о человеке, я выполню свою работу и сделаю все возможное для достижения результата. Даже если достигать этого результата, порой, и не хочется.
Вот про одного такого товарища я сегодня и расскажу.
В тот момент я сотрудничала с юридической компанией, которая поручала мне на исполнение дела. В компанию обратился пожилой мужчина со следующей проблемой. Недавно у него умерла жена, в браке с которой он состоял около двух лет. Супруга завещала ему вклад на сумму около 3 миллионов рублей и трехкомнатную квартиру в самом сердце Арбата.
Не смотря на то, что у женщины было 3 детей, она решила завещать все имущество мужу.
После смерти жены мужчина обратился к нотариусу и открыл наследственное дело, а буквально за неделю до истечения шестимесячного срока, отведенного для принятия наследства, нотариус сообщил ему о том, что от старшей дочери покойной, поступило заявление о выделении ей обязательной доли в наследстве, поскольку она является пенсионеркой.
В силу ч.1 ст. 1149 ГК РФ, несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию, наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля).
Мужчину это известие привело в ярость! Он знал, что у его супруги есть три взрослых дочери, и все они живут в Европе, но лично ни с одной из них он знаком не был, так как за то время, что он проживал с их матерью, дочки ее не навещали, а лишь изредка звонили. С его слов, дочери всегда были в плохих отношениях с матерью, так как она, будучи человеком искусства, в приоритет ставила работу, а не воспитание детей. В те редкие моменты, когда дети приезжали к матери, в доме вспыхивали скандалы, и доходило до рукоприкладства, что подтверждалось постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, датированным 2003 годом.
Сейчас же мужчина хотел лишь одного - сделать все возможное, чтобы дочери доля в наследстве не досталась, так как с его слов «она ее не заслужила и не достойна получить и копейки».
На консультации клиенту честно объяснили, что отстранить дочь от наследования можно лишь признав ее в судебном порядке недостойным наследником. Но для этого должны быть веские основания, подтверждающие, что наследник покушался на жизнь наследодателя, чего в данном деле нет. Исходя из текста постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, мать и дочь поругались и потаскали друг друга за волосы, а к моменту приезда наряда, тогда еще милиции, уже помирились. В общем, под покушение это никак не подтянуть.
Согласно ч.1 ст.1117 ГК РФ, Не наследуют ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке.
Но мужчина был непреклонен и решил, что непременно сумеет убедить судью в своей позиции и лишит дочь покойной супруги доли в наследстве. А какая юридическая компания откажется от денег, тем более при условии, что клиент изначально уведомлен о последствиях и готов рискнуть?
В общем, подготовила я исковое заявление и назначила встречу клиенту, чтобы еще раз с ним все обсудить и постараться найти хоть какие-нибудь аргументы в нашу пользу.
Мужчина был на редкость неприятным, надменным и чванливым. Выяснилось, что познакомился с будущей женой он около 3 лет назад на каком-то фестивале искусств, где у них завязалось общение, а уже через несколько месяцев он решил переехать к ней в Москву из Приморья. Поскольку человек он приличный, то незамедлительно отвел даму сердца под венец, а в качестве клятвы любви и верности супруги отправились после свадьбы к нотариусу и написали друг на друга завещания. И никаких детей в их совместной жизни не было, только музыка, музеи и искусство.
Клиент поведал мне историю сложных взаимоотношений матери и дочери, из которой невозможно было выцепить ничего криминального, обычные семейные разногласия и склоки.
Да, дочь общалась с матерью редко и поздравляла по праздникам, не навещала мать годами и не помогала ей финансово. Однако состава преступления в этом нет.
Я поинтересовалась у клиента, кто понес расходы на погребение женщины - он или ее дети. На что мужчина выдал фразу, после которой моя антипатия к нему возросла с геометрической прогрессией: «Жену хоронил город, у меня на это денег нет! Я ее из морга забирать не стал».
Помню, как я смотрела на него и думала, как же так вышло, что на похороны жены ты денег не нашел, а на оплату юр.услуг, которые стоят достаточно дорого, нашел? И на покупку машины, которой ты только что хвастался коллеге, деньги тоже нашлись….
Кроме того, выяснилось, что мужчина, намеренно долгое время не сообщал никому о смерти супруги. Соседка, которая долгие годы дружила с его женой, узнала о смерти женщины только через 4 месяца и это именно она разыскала детей подруги и сообщила им о смерти матери. Все это время, мужчина говорил ей о том, что жена в больнице или в санатории.
К слову, дочери, узнав о смерти матери, прилетели в Москву, но на порог родного дома мужчина их не пустил.
В суде мы заявили ходатайство о вызове в качестве свидетеля соседки, которая обещала рассказать о сложных взаимоотношениях матери и дочери. Однако вместо этого она высказала суду свое мнение о мужчине, назвав его альфонсом и приживалой.
Суд в удовлетворении исковых требований отказал.