Пока наш рынок медленно сползает в коррекцию, приводя в предынфарктное состояние непуганых ещё хомячков-первогодок, давайте вспомним про самый первый в истории НАСТОЯЩИЙ общемировой обвал.
Ведь вы наверняка вы ещё не слышали про биржевую панику 1873 года, в результате которой рухнула экономика не только США, но и всей Европы?
Тогдашним инвесторам, потерявшим всё и полностью разорённым, наш обвал в феврале 2022 года показался бы лёгкой приятной прогулкой.
И кстати, в теперешней ситуации на перегретых западных рынках прослеживается много параллелей и аналогий с тем самым первым крушением.
Не ждать ли нам повторения тех знаменательных событий?
Ровно 150 лет назад, в сентябре 1873 года, произошел первый общемировой биржевой крах, приведший к затяжному финансовому кризису по всей планете.
Начало 1870-х по всей Западной Европе было временем необыкновенного торгового оживления и промышленного подъема. Например, в Пруссии только за 3,5 года было открыто больше предприятий, чем за предшествующие 70 лет. Спекуляции на биржах, особенно в Вене и Берлине, были колоссальными.
Очевидец и историк этих событий писал: «История учредительства и эмиссий с 1870 по 1873 г. есть история неслыханно огромного, наглого, рафинированного, интенсивного, ранее невиданного жульничества».
Одновременно за океаном росла роль США. Приток капиталов в Америку был невероятно огромным. Со времени 1857 г. у США, по сути, не было серьезного экономического кризиса, зато после гражданской войны очень бурно развивалась промышленность. В первую очередь – железнодорожное строительство.
Акции новых железных дорог, особенно американских, и сделались главным предметом биржевых спекуляций как в Новом, так и в Старом свете.
Кстати, как раз в 1860-е был проложен телеграфный кабель по дну Атлантического океана. Установление прямой связи между финансовыми центрами США и Европы позволило наладить постоянный обмен котировками ценных бумаг на биржах двух континентов и способствовало интеграции рынков.
Железные дороги стали на финансовых рынках объектом поклонения, примерно как интернет-компании в 1990-х. Считалось, что вложения в них окупятся намного быстрее, чем в любом другом секторе экономики. Крупные компании и банки втянулись в паровозную гонку, вкладывая миллиарды долларов на строительство путей через всю страну.
Джей Кук, американский финансист и основатель крупного банка Jay Cooke&Co, решил поучаствовать в создании новой ж/д магистрали через всю страну. Он очень рассчитывал на денежную подпитку от немцев. Чтобы расположить бизнесменов к своему проекту, он даже переименовал в штате Дакота один из городков в Бисмарк — в честь «железного канцлера».
Однако резкое повышение процентных ставок в Германии привело к массовому выводу немцами капитала из других стран, в том числе и из США. Ликвидность уходила, рефинансирование стало затруднительным.
Финансовая компания Джея Кука, полагавшаяся на краткосрочные займы, вдруг оказалась неспособна погасить облигации на 15 млн долларов.
18 сентября 1873 года Jay Cooke&Co приостановил приём и выплату депозитов, и вместе с этим по всей стране началась паника. Другие банки рухнули первыми из-за большого количества людей, желающих снять свои деньги сразу, опасаясь банкротства банков. На следующий день газеты уже сообщали о скором банкротстве и закрытии самого Jay Cooke&Co.
Когда Нью-йоркская биржа узнала о крахе одного из крупнейших американских банков, инвесторов охватил шок.
«Среди брокеров на минуту воцарилось гробовое молчание, а затем они рванули из здания биржи к своим офисам, сбивая друг друга с ног. «Медведи уже распродавали акции, и падение их цены было пугающим» — так описывала этот день New York Times.
Финансовые гиганты гибли один за одним на глазах шокированного бизнес-сообщества. В течение нескольких часов о банкротстве объявил Fisk and Hatch, один из самых надежных гигантов Уолл-Стрит. Названия еще 18 компаний, рухнувших в тот «черный четверг», биржа отказалась публиковать, что только усилило панические настроения.
20 сентября нью-йоркская биржа полностью остановила торги — впервые за свою историю.
Финансовый пожар на одной из крупнейших бирж мира продолжался около 40 дней. За это время разорились 73 корпорации и более 5 тысяч коммерческих компаний. Затем паника утихла, но для реального сектора экономики трудные времена были еще впереди.
К концу 1873 года 101 банк США обанкротился, и их число продолжало расти до 1879 года. По разным оценкам, от 18 000 до 28 000 человек остались ни с чем в результате кризиса. Только мультимиллионеры процветали в эти темные времена, имея возможность покупать активы и недвижимость своих конкурентов по выгодной цене.
💀 Разрушительная экономическая депрессия продолжалась 6 лет. Кризис был настолько серьезным, что в то время именно его называли «Великой депрессией», а сейчас паника 1873 года известна как «Долгая депрессия».
Надеюсь, вам понравилось. При написании этой статьи был использован десяток источников, в том числе на английском языке. Буду рад вашим реакциям и комментариям ❤️
Приглашаю в мой 👉 телеграм-канал 👈 Там публикуются основные посты в более удобном и сжатом виде.
📌А здесь вспоминали о том, как 12 лет назад толпа беснующихся демонстрантов захватила Уолл-Стрит:⬇️
📌И что я думаю по поводу пузыря на нашем рынке:⬇️
🔔 Если мое творчество вызывает у вас симпатию, подписывайтесь. У меня много юморной аналитики, подкрепленной реальными сделками, а также своих и чужих интересных историй из инвесторской жизни. Желаю всем процветания и успехов! 😉
Ещё больше интересных историй и аналитики от меня можно найти в соцсети Пульс по нику Sid_the_Sloth (прямая ссылка ниже). Там движухи ещё больше!