В октябре 2003 года в квартире жителя Новосибирска Сергея Абрамова раздался телефонный звонок из районного центра Татарск. Абонент представился работником местной железнодорожной станции и попросил позвать к телефону своего коллегу Виктора Ганжура, который приходился Абрамову двоюродным братом. С первых же секунд разговора Сергей почувствовал тревогу. Совсем недавно, находясь в течение двух недель в служебной командировке в Новосибирске, Виктор жил у него. А пять дней назад отправился к себе в Татарск.
Это четвертая часть истории уголовного дела о пропаже мужчин средь бела дня. Советуем начать с первой, чтобы быть в курсе всех подробностей этого запутанного дела: *ссылка на первую часть*
Массовая пропажа людей с вокзала
В октябре 2003 года с вокзала Новосибирск-Главный бесследно исчез житель райцентра Татарск Виктор Ганжур. Он должен был сесть на поезд и вернуться домой после служебной командировки, но в Татарске его не дождались.
Через несколько дней тело Ганжура нашли в безлюдном месте неподалеку от берега реки Оби. На нем не было верхней одежды, отсутствовали деньги, ценности и документы. Причиной кончины эксперты назвали общее переохлаждение.
В это же время стало известно об исчезновении жителя пригорода Новосибирска Каира Болталаева. Он также пропал на вокзале, где, возвращаясь домой с работы, должен был сесть на электричку. Тело Болталаева нашли через два дня примерно в том же районе, что и Ганжура. Причина трагедии та же – общее переохлаждение.
К середине октября 2003 года Новосибирские милиционеры знали уже о нескольких подобных происшествиях. Тела пропавших пассажиров – мужчин средних лет – находили в безлюдных районах на побережье Оби, недалеко от вокзала.
Сыщики справедливо предположили, что на территории вокзала и привокзальной площади действует группа грабителей. Однако выйти на неизвестных преступников не удавалось. Не помогали ни работа с агентурой, ни проверка местных криминальных элементов, ни так называемая ловля на живца.
Нестандартная жертва неизвестных маньяков
Вскоре на берегу Оби обнаружили тело еще одной жертвы. На этот раз девушки. При ней нашли документы на имя жительницы райцентра Татарск Маргариты Клостер. Благодаря этому удалось установить, что потерпевшая приехала в Новосибирск недавно на поступления курсы проводников. В записной книжке, изъятой вместе с документами, сыщики обнаружили среди многочисленных телефонов Татарска один Новосибирский номер.
По нему установили адрес квартиры на Красном проспекте. В которой проживали некие – Ольга Чекалина и Ольга Шелковникова. Обоих задержали и допросили. Девушки подтвердили свое знакомство с Клостер и пояснили, что однажды случайно разговорились с ней на привокзальной площади.
Потом, по словам обеих, девушка несколько раз заходила в гости, но не так давно пропала и больше не давала о себе знать. Противоречия в показаниях Чекалиной и Шелковниковой отсутствовали, сами они подозрения не вызывали. Поэтому, на всякий случай взяв у них отпечатки пальцев, девушек отпустили. А вскоре были получены результаты судебно-медицинской экспертизы.
Отличие от предыдущих дел
Они свидетельствовали, что Клостер не стало от общего переохлаждения – так же, как и других безвестники. Но в отличие от них в крови последней жертвы был обнаружен сильнодействующий психотропный препарат.
Трагедия Маргариты Клостер представлялась сыщикам еще более загадочной, чем исчезновения мужчин. У девушки, по утверждениям ее матери, вскоре начиналась учеба, и возвращаться перед этим в Татарск она не планировала. А стало быть, вряд ли девушка являлась пассажиркой и не факт, что, как и остальные, пропала с вокзала Новосибирск-Главный.
Таким образом, место, откуда Клостер отправилась в свой последний путь, оставалось неизвестным. Да еще и этот психотропный препарат, обнаруженный в крови.
Продолжение ловли на живца
Тем временем оперативная работа по установлению подозреваемых в нападениях на пассажиров продолжалась. Оперативники Железнодорожного РУВД и наружные службы милиции регулярно устраивали рейды по привокзальной площади, наблюдали за потенциальными жертвами – пассажирами, которые коротали время перед отправлением своих поездов. Расчет оперативников был прост: вдруг на их глазах преступники проявят себя, войдут в контакт с жертвой.
Одновременно возобновилась операция по так называемой ловли преступников на живца. Время от времени на площадь выходили специальные оперативники, игравшие роль транзитников. С дорожными сумками в руках они крутились в кассовых залах, бродили по пешеходному мосту, обходили кафе и торговые павильоны. В общем, всем своим видом демонстрировали скуку и готовность общения с первым встречным. Они были подробно проинструктированы.
Мент перестал выходить на связь
Сотруднику милиции работающему под прикрытием предписывалось раз в час выходить на связь, а в случае любой даже самой безобидной на первый взгляд попытки контакта с ним сразу позвонить по мобильному и оповестить об этом условной фразой. И главное – не позволить увести себя с площади или заманить в какое-нибудь укромное место.
Несколько дней прошло в ожидании. Результата не было. Операцию уже хотели сворачивать, полагая, что преступники затаились, как вдруг оперативник Валерий Руднев, вышедший на очередное дежурство под маской пассажира, пропустил плановый сеанс связи.
Поначалу, пока его мобильный отвечал длинным гудком, коллеги полагали, что из-за вокзального шума оперативник мог попросту не расслышать звонка. Какое-то время ждали, но когда автоответчик компании сотовой связи сообщил, что телефон оперативника временно недоступен, группа захвата поднялась по тревоге. Вокзальную площадь оцепили в считанные минуты, но поздно. Руднев бесследно исчез.
Широкомасштабные поиски пропавшего оперативника были организованы немедленно. Всю ночь почти весь личный состав Железнодорожного РУВД и коллеги из других районов города прочесывали подозрительные территории. И лишь к утру поиск увенчался успехом.
Руднева обнаружили недалеко от берега Оби, полуживого, без денег и телефона, с травмами. Как выяснилось впоследствии, оперативник нарушил инструкцию, за что едва не поплатился жизнью.
Что с ним произошло, толком объяснить не мог. Сказал лишь, что познакомился на вокзале с некими девицами. Но знакомство это якобы произошло настолько естественно, что Руднев ничего подозрительного не заметил, поэтому сразу и не позвонил. Затем, когда девицы предложили выпить пива, тоже ничто беды не предвещало. Что произошло потом, незадачливый оперативник объяснить не смог. Охарактеризовать свое состояние только одним, но емким во всех отношениях словом – провал.
Уважаемые читатели, мы не можем уместить эту длинную историю в одну статью. Завтра – 22.09 в 19:00 – на нашем канале выйдет продолжение.