Найти в Дзене
Блог Хеба

Видеть. Мнение по сериалу

Оглавление

Сериал «Видеть» вышел на экраны ещё в 2019 году и получил уже три полновесных сезона. Я узнал о нём по рекомендации и сама идея сериала меня заинтересовала, в нём был предложен интересный мир. Одну из главных ролей сыграл Джейсон Момоа и, хотя его фанатом я не являюсь, в целом, как актёр он меня приятно порадовал ещё со времён игры престолов и на отведённую ему роль подходит. Хотя это тот сериал, в котором постоянно фигурирует множество персонажей и многих из них можно обозначить, как главных.

Так вот, действие сериала происходит в мире спустя много лет после глобальной катастрофы, в результате которой все люди потеряли зрение и отныне рождались слепыми. Как зрителю мне всегда интересно узнать, как бы видоизменился мир и жизнь в нём в случае каких-нибудь критических перемен. Теоретически это огромные просторы для воображения в рамках научной фантастики, которые имеют огромный потенциал для создания увлекательной, последовательной и интересной истории. И эта мысль меня захватила, мне стало интересно, как шоураннеры раскроют такой необычный мир, дающий сериалу огромный потенциал, благодаря своей уникальности. Но, как вы, возможно, уже догадались – никак они его не раскроют. И об этом мы сегодня и поговорим.

Все таки Джейсон Момоа украшает любой сериал. Даже не очень хороший.
Все таки Джейсон Момоа украшает любой сериал. Даже не очень хороший.

Сразу скажу, что я посмотрел только первый сезон сериала, и теоретически, возможно, в других сезонах стало лучше. Но сказать по правде, я бы на это не рассчитывал, но всё же, кто досмотрел до конца, можете поделиться впечатлениями в комментариях (только без спойлеров пожалуйста).

Ещё одной неожиданной для меня проблемой при составлении этого отзыва стало то, что если обычно, в предыдущих обзорах, мне было, что сказать по конкретике сериала, то есть по кастингу, по сюжету, событиям и перипетиям, то в этом случае, я неожиданно понял, что по существу мне даже сказать о нём нечего. И не потому что, я страдаю скудоумием, а потому что сериал, как художественное произведение, что называется никакой. В нём даже не за что особенно зацепиться, чтобы рассказать об этом. Удачный каст, как в Уэнсдей? Нет, я бы даже сказал, что он довольно скучен, хотя и отторжения не вызывает. Красивая картинка? Ну, в отдельных кадрах мелькает красивая девственная природа, в остальном же какая-то унылая серость. Может быть, хорошо поставленные динамичные сцены? Ну, справедливости ради замечу, что там была одна сцена, которая мне более-менее понравилась (о ней позже), но в целом они скучные и не убедительные. Так может всё-таки там интригующий и запутанный сюжет? Тут я бы ответил… Интригующий? Да. Раскрывается ли эта интрига хоть сколько-то? Нет. И вот так получается, что рассмотреть какую-то тему даже и не получается. Но всё же мне есть, что сказать в общем.

Природа в сериале действительно красивая, но лишь местами. Часто действие происходит на довольно скучных локациях.
Природа в сериале действительно красивая, но лишь местами. Часто действие происходит на довольно скучных локациях.

На примере этого сериала я хочу поговорить об общей слабости реализации многих хороших идей. Так что сегодня будет в большей степени разговор о воплощении идеи в целом, нежели конкретных моментах.

Невидимый мир

Главная изюминка сериала – необычный сеттинг, могла бы стать его визитной карточкой, если бы режиссер и сценаристы подошли к ней с умом. Впечатления первых минут даже остаются положительными. У людей обострены другие чувства, у них изменено окружение. Появляются тексты в виде узелковой письменности, натянуты специальные верёвки в поселении, для удобства ориентирования. В сообществе есть специальные нюхачи и слухачи, помогающие остальным.

Кажется, что всё вроде бы не плохо, пока ты не понимаешь, что это вообще-то всё. Причём все эти вводные особенности мира, скорее пыль в глаза, чем необходимость для героев. Они временами проявляются, но вскоре эти особенности мира либо исчезают вовсе, либо, становятся совершенно незначительными. В некоторых случаях они странно искажаются.

Взять, скажем, письменность. Узелковая письменность интересная идея, тем более, что имеет основу в реальности. И она отлично работает при передаче коротких сообщений и выглядит правдоподобно. Но когда герои начинают из ниточки с пятью узелками читать по десять предложений, это тут же разрушает всё погружение. В это мгновенно перестаёшь верить.

Натянутые верёвки помогают людям ориентироваться в собственных поселениях, интересная мысль, которая появляется на экране пару раз. Причём, вскоре станет заметно, что слепые с лёгкостью ориентируются в любых незнакомых местах, посреди леса, посреди пустыни и без всяких верёвок.

Много вопросов к тому же вызывают невероятные способности по уклонению от ударов. У людей в данном произведении есть особая техника ведения боя, которая выглядит даже не плохо и порой зрелищно, хоть и не очень правдоподобно. И всё же будем честны, никакие обострённые чувства не позволят слепому с залихватской точностью уклоняться от ударов или препятствий, которые невозможно идентифицировать, если только у них не развились невероятные способности к эхолокации, хотя об этом в произведении речь не шла. Особо интересно в этом отношении выглядят массовые баталии. Было бы интересно узнать, как они отличают своих бойцов от врагов в этом случае.

Племя готовится к массовому побоищу
Племя готовится к массовому побоищу

Так же можно заметить, обилие украшений, причесок и одежды, которые созданы для привлечения внимания. Конечно, слепые не обязаны ходить в мешах из-под картошки или с растрепанными волосами. Но красиво собранные косы, аккуратно постриженные бороды, украшения в волосах, пирсинг, бусы и ожерелья. У них даже боевая раскраска есть в начале сериала (потом на это забили). Для чего это? Тебя все равно никто не видит. Почему бы не придумать украшения, которые, к примеру, издавали бы приятный аромат или какие-то особые звуки. Я уже не говорю о том, что они все вымытые и чистые, хотя, на мой взгляд, довольно трудно соблюдать чистоту живя на дикой природе и не имея возможность хотя бы увидеть, что ты испачкался. Причем никто тебе об этом и не скажет. Это типичный пример непонимания того, что вы сами придумали. Очень распространённая беда современных сценаристов, что они придумывают новые миры и условия для жизни, но при этом жизнь в этих мирах точно такая же, как та, что окружает нас вокруг. Ни фантазии, ни здравого смысла.

Ещё одна бросившаяся мне в глаза особенность, это непосредственное поведение актёров. Мы отлично понимаем в сознании, что это зрячие люди, но при подготовке к съёмкам было бы здорово провести подготовку актёров к своим ролям. Например, научить реже двигать зрачками и не отслеживать движения вокруг. Ещё лучше просто завязать им глаза и дать освоиться на съемочной территории, чтобы они прочувствовали окружение. Чтобы у них появилась уверенность, но ограниченная уверенность в окружении и они перестали реагировать на то, что не могут увидеть. Могли бы перенять особенности поведения слепых людей, которым, например, трудно выдерживать четкое направление на дороге, когда у них нет специального ориентира. Если вы посмотрите, как идёт слепой человек, то если он не ведет тростью вдоль вертикального бордюра или другого ориентира, его периодически заносит в сторону от тротуара или тропинки, и ему приходится корректировать своё направление. В сериале же, незрячие умудряются даже строем ходить не разбредаясь и не сталкиваясь друг с другом (иногда они, правда, держаться друг за друга, а иногда и вовсе нет).

Я не могу сказать, что это везде плохо. У некоторых актёров получается лучше, у некоторых хуже. И это, пожалуй, даже не их вина. Они стараются. Проблема в том, что режиссёр не подумал о том (или подумал недостаточно), как помочь актёрам это сыграть. Это очень нетривиальная задача, сымитировать отсутствие такого важного ощущения как зрение для большого количества людей. Но всё же в этом и состоит задача актёров и режиссеров, и если оно выглядит неубедительно, значит, работа была проделана плохо.

"Тень" весьма достойно отыграна актрисой и несколько украшает сериал (лук в руках не для неё, она тоже слепая).
"Тень" весьма достойно отыграна актрисой и несколько украшает сериал (лук в руках не для неё, она тоже слепая).

Чтобы не быть голословным исходя из собственного представления, я перед написанием статьи посмотрел несколько видеороликов о жизни слепых, некоторые из которых были сняты самими слепыми (да-да, у слепых есть собственные видеоблоги на ютубе) и почерпнул оттуда много информации, чтобы сравнить их поведение.

И вот что я могу вам сказать. Конечно слепые люди, могут вести себя достаточно уверенно в знакомой для себя обстановке. Но даже в случае похода в магазин, куда они ходят каждый день, они пользуются тростью и могут наталкиваться на неожиданные препятствия. Тростью они не только определяют препятствия на пути, но и помогают себе отслеживать, где они сейчас находятся, а обработка всей этой информации происходит в голове с опорой на память об окружающей местности. Так что даже в такой, цивилизованной и знакомой и относительно безопасной для себя среде, слепым необходимо помогать себе ориентироваться с помощью трости.

А теперь представьте себе слепого человека, брошенного в незнакомом ему месте, посреди дикого леса без средств к существованию. Что с ним будет? Ну, по разумению режиссеров и сценаристов – ничего. Встанет, отряхнётся и пойдёт домой. А где дом, в какой стороне хотя бы? Да кто его знает, найдётся как-нибудь.

Конечно, мне могут возразить, мол, эти люди всю жизнь живут в дикой местности слепыми, и у них большой опыт выживания. (И на самом деле эта отговорка я бы даже сказал отмазка, сама по себе ещё больше подставляет этот фильм, потому что в действительности они бы конечно и не выжили в таких условиях.) Одно дело жить большой общиной, которая хоть как-то может обеспечить себя. А в отрыве от неё любой человек будет обречён. Вы посмотрите, сколько зрячих людей теряется ежегодно в лесах или дикой местности, иной раз в двух шагах от цивилизации, что уж говорить про слепого. В такой ситуации почти неразрешимой проблемой будет хотя бы определение направления движения, не говоря уже о миллионе других сложностей.

Разумеется, вы снимаете кино, и вам необходимо сделать его интересным. Так пускай этот несчастный, которого бросили в лесу сражается с вызовом. Пусть нам покажут, как он, преодолевая трудности и сложности, выбирается в знакомые места (ну или не выбирается). Это же само по себе целое приключение.

А в сериале, все слепые всё знают, отлично везде ориентируются, уклоняются от ударов, не испытывают проблем с препятствиями. Да хоть бы кто из них споткнулся разок, путешествуя по лесу. Тут зрячий то себе все ноги переломает, как в бурелом попадёт. Я уже молчу о том, как они умудряются ориентироваться в глобальном пространстве, путешествуя из города в город из поселения в поселение на десятки, если не сотни километров.

Про такие мелочи как добыча пропитания, питьевой воды, ресурсов для поселения я даже говорить не буду, ибо на это шоураннеры всех сериалов давно забили. У всех всё есть по умолчанию.

Хотя вот на что как раз мне хотелось бы посмотреть! На то, как существует такое общество в таких сложнейших условиях. На то, как пошло их развитие. Какие новые инструменты и возможности использовались бы, чтобы облегчить себе жизнь? Как изменилось бы само общество и сами люди? Как они добывают пропитание, как учатся, как строят, какие у них при этом возникают трудности из-за того, что они не видят. Из этого можно сформировать интереснейший мир, в котором рассказать интересную историю. И даже не особо оригинальная история, в таком мире быстро заиграла бы новыми красками в силу окружающих обстоятельств.

Вместо этого нам показали пару особенностей из мира слепых, и буквально со второй серии, про них почти полностью забыли. И далее действие развивается в обычном постапокалипсисе работающем непонятно как.

Логика? Не, не видели

Сцены с полным нарушением логики тоже не обошли мимо этот сериал. Одну из них, которая более всего бросилась в глаза, я опишу. Тут будут спойлеры, и если боитесь их можете пропустить абзац. Один из главных героев сериала Джерламарел оставил своим зрячим детям напутствие, что после определенного возраста они должны прийти в некое место, где он их встретит для какого-то там великого дела. Это путешествие едва ли не основополагающая линия первого сезона. И вот его дети с компанией добираются до последнего перехода, за которым таинственный пункт назначения. Немного сокращая повествование, они все попадают под обстрел слепых мега-лучников, которые стреляют на звук почти как Леголас. Причём, судя по всему, стоят они там десятилетиями, хотя в этой глуши вряд ли много случайных людей. Одного человека ранят и спасает группу только то, что кто-то зовёт дочь этого Джерламарела по имени. И тут внезапно – ах это ты, ну тогда проходи. То есть серьезно? Вы больше полутора десятка лет ждали их прихода и чуть не убили их прямо на входе, даже не попытавшись поинтересоваться кто идёт? Как, вы вообще планировали их встречать? И такие моменты встречаются и в других местах, хоть может и не настолько явно.

Немного про сюжет

С сюжетной точки зрения, сериал удивить меня не смог. Завязка состоит в том, что среди слепых изредка начали рождаться зрячие, которые немедленно были объявлены ведьмами и еретиками (толком непонятно почему) и стали преследоваться. Таким образом, возникает противостояние двух несопоставимых общественных групп, - слепых, которых много, и зрячих, которых мало, но они, собственно, видят, и при этом могут изучать технологии прошлого, то есть читать книги и использовать дальнобойное оружие. Опираясь на такое противостояние, мог бы нарастать интересный конфликт. Мог бы, но не будет. Потому что, хотя формально, большая часть первого сезона посвящена именно линейке охоты на зрячих, никакого глобального конфликта нет. Есть пара локальных историй о слегка сумасшедшей королеве, которая непонятно как, чем и почему правит и ищет бросившего её любовника, семье с двумя зрячими детьми, которые ищут своего зрячего папу, и охотнике на ведьм, который весь фильм занимается жуткими издевательствами над, и без того вымирающим человечеством, в поисках любовника королевы.

Противопоставление слепых и зрячих не раскрывается вообще никак. В большей части случаев, в первом сезоне, зрячие не смотря на все свои очевидные преимущества не могут оказать никакого сопротивления слепым. Более того, чаще всего они ещё более беспомощны, чем слепые. Разумеется среди героев, зрячая девушка - сильная, независимая и не такая как все, а её зрячий брат, безвольный соплежуй, неспособный на принятия решений или сопротивление чему-либо.

В первом сезоне есть одна, довольно сильная с художественной точки зрения сцена в самом финале, но в целом сериал она не в кой мере не спасает.

Странные сцены

Кроме того озадачивают отдельные сцены в сериале. Например, молитвы чокнутой королевы, которые, как бы это сказать, являются её самоудовлетворением. Во-первых, на это просто не очень-то приятно смотреть, во-вторых, непонятно какую художественную цель преследует демонстрация такого поведения, кроме того, что королева не дружит с головой (а для того чтобы показать это есть масса более адекватных способов). И наконец, непонятно какую цель это преследует в рамках мира этого фильма. С чего вдруг молитвы местному богу стали ассоциироваться с этим процессом? И собственно в чём вообще заключаются их верования?

(спойлер)

Сцена заговора против королевы тоже выглядит довольно странно. Несмотря на то, что против неё сговорилась абсолютно вся элита, и у королевы не было ни одного сторонника или стража, заговор проваливается. Несколько десятков влиятельных людей, не смогли организовать толкового покушения. Да, они даже перекрыть выходы из помещения не догадались.

(конец спойлера)

Мотивы некоторых персонажей тоже загадочны. И я не говорю, что их совсем нет, но зачастую они до конца сезона так и не раскрываются. Впрочем, возможно это оставлено на откуп будущим сезонам.

Для объективности

Конечно, прочитав всё вышесказанное о сериале может сложиться исключительно негативное впечатление, но ради объективности я постараюсь и похвалить то, что сделано не плохо.

Некоторые части описания мира все-таки сделаны с душой. Мне, например, очень понравилось, как слепые пытались описать, что такое книги. Некоторые диалоги, особенно в исполнении Момоа сыграны тоже не плохо, хотя их исчезающе мало.

Примерно в середине сезона была красочная батальная сцена Момоа против работорговцев. Конечно, она тоже не слишком правдоподобная и местами странная, но на неё хотя бы приятно посмотреть, что, кстати, тоже не типично для сериала.

Довольно интересный персонаж «Тень» малоизвестной актрисы Ядиры Гевара-Прип. Она обладает определённой харизмой и хорошо прочувствовала своего героя, хотя ей уделено и довольно мало экранного времени.

Заключительная схватка сезона, очень хорошо сделана с драматической точки зрения, да и снята тоже не плохо.

В общем и целом, в сериале урывками встречаются хорошие и интересные сцены, и даже сюжетные повороты. Однако, всему этому не хватает целостности из-за множества других проблем, как сценарных, так и технических. Из-за этого хорошие сцены выглядят лишь проблеском благоразумия.

Заключение

В целом, сериал слабый. Я не могу назвать его прям плохим, - это скорее типичный середнячок с интересной, но не реализованной идеей. Да и то скорее потому что, современная планка качества уже так низка, что даже такое произведение смотрится как – «ну вроде бы и ничего». Помимо вышеуказанных проблем, в сериале ещё и проседает темп повествования. Некоторые серии откровенно скучные и затянутые. В нём есть хорошие сцены и местами интересные находки, но того, что я хотел увидеть в этом сериале, я так и не увидел, впрочем, возможно это мои личные проблемы. Если особо не задумываться над происходящим, и смотреть больше нечего, то можно убить на сериал пару вечеров. Но зрелище это довольно не внятное, так что решать вам.