Найти тему
Design Chat

#яимоядача: Главный редактор сайта DesignChat, Женя Микулина, рассказывает о своём проекте

Моя скромная дача в Кратово за лето 2020 года стала в некотором роде знаменитой: её опубликовали в печатной и онлайн версиях журнала Elle Decoration (русской и индийской соотвественно), про неё делали видеообзор, она вошла в шорт-лист премии Aрхиwood и до сих пор любая её фотография или упоминание собирает в моих соцсетях в разы больше лайков, чем любая другая картинка. Поэтому – встречайте: самая полная публикация об этом так полюбившимся людям доме.

История нашей дачи в Кратово – это история о детстве, о счастливых воспоминаниях, о том, как «поймать» прошлые впечатления и воплотить их в осязаемую реальность. Я из архитектурной семьи, жизнь моих родителей в советское время была богемной – полной веселья и культуры, но довольно бедной. Поехать всей семьей на юг для нас было нереально дорого. Именно поэтому нас – меня и старших братьев – летом отправляли на дачу. Своей у нас не было, мы много лет снимали нелепый и слегка запущенный дом в Мамонтовке. Он был окружён заросшим садом, позади него был овраг с ручьём и колодцем, и там, среди бурьяна, бузины, сирени и жасмина, на верандах с мелким переплётом, за столом под клеёнкой жило Счастье.

Старый дачный дом перестроили, увеличив высоту мансардного этажа, но в остальном его облик и пропорции сохранены. Проект сделал архитектор Николай Лызлов. Переплёты веранды отреставрированы. Сад вокруг дома – работа ландшафтного бюро «МОХ».
Старый дачный дом перестроили, увеличив высоту мансардного этажа, но в остальном его облик и пропорции сохранены. Проект сделал архитектор Николай Лызлов. Переплёты веранды отреставрированы. Сад вокруг дома – работа ландшафтного бюро «МОХ».
Вид на отреставрированное крыльцо старого дома, ведущее на «детскую» веранду, примыкающую к спальне младшей дочери.
Вид на отреставрированное крыльцо старого дома, ведущее на «детскую» веранду, примыкающую к спальне младшей дочери.
Вид из старого дома на «библиотеку».
Вид из старого дома на «библиотеку».

Когда у меня родилась старшая дочка, я тоже стала снимать дачу – я много работала, длинный отпуск где-нибудь в жарких странах летом был мне недоступен, а ребёнка хотелось «пасти» на природе. Я была уверена, что Вале дачная жизнь понравится так же, как мне – что русское подмосковное лето, с тёплой пылью и репейником в волосах, станет для нас дорогим воспоминанием, объединит общностью ощущений. Спойлер: я была совершенно права.

Мы снова снимали дом – на этот раз в Кратово, ибо Мамонтовка безнадёжно испорчена застройкой. Снимали много лет, и наслаждались каждым днем. Кратово – место стародачное, прекрасное, с соснами, озером, в котором водятся весёлые утки, много рыбы и даже выдры. Кратово – настоящее, простите за трюизм, «место силы». Я давно подумывала о том, чтобы решиться на покупку дома. Но только после того, как в нашей жизни появился отец моей второй дочери, Саши, дело сдвинулось с места. Он так же, как и я, вырос на даче, для него дачное детство – идеальное. Он решительно заявил, что нам нужен собственный дачный дом, и отправил меня на поиски.

Гостиная в старом доме. Камин проектировала компания «Термоспецмонтаж», он облицован плиткой Original Style. Стол XIX века куплен в «Антикварной лавке в Калашном переулке» и отреставрирован Эдуардом Татывосяном. Остальная мебель – ИКЕА. Тканевые абажуры «зонируют» комнату – жёлтый над столом, красный над «диванной группой». На каминной полке рисунок матери хозяйки, архитектора Елены Микулиной. На шкафах винтажные бутылки из семейной коллекции.
Гостиная в старом доме. Камин проектировала компания «Термоспецмонтаж», он облицован плиткой Original Style. Стол XIX века куплен в «Антикварной лавке в Калашном переулке» и отреставрирован Эдуардом Татывосяном. Остальная мебель – ИКЕА. Тканевые абажуры «зонируют» комнату – жёлтый над столом, красный над «диванной группой». На каминной полке рисунок матери хозяйки, архитектора Елены Микулиной. На шкафах винтажные бутылки из семейной коллекции.
Старый дом – вид из гостиной в сторону спальни хозяев.
Старый дом – вид из гостиной в сторону спальни хозяев.
Спальня хозяев. Кровать ИКЕА. На стенах акварели Евгении Микулиной.
Спальня хозяев. Кровать ИКЕА. На стенах акварели Евгении Микулиной.
Вид из кухни на входную веранду. Кухня «Стильные кухни». На полочке стоят гжельские кружки из семейной коллекции и чашка, купленная в Сорренто, на столешнице – тарелка Seletti, и гжельская маслёнка. Кухонный фартук и пол – из плитки Original Style. На веранде – винтажная хрустальная люстра, на подоконнике витраж, нарисованный старшей дочерью. Стул ИКЕА.
Вид из кухни на входную веранду. Кухня «Стильные кухни». На полочке стоят гжельские кружки из семейной коллекции и чашка, купленная в Сорренто, на столешнице – тарелка Seletti, и гжельская маслёнка. Кухонный фартук и пол – из плитки Original Style. На веранде – винтажная хрустальная люстра, на подоконнике витраж, нарисованный старшей дочерью. Стул ИКЕА.

Поиски были трудными. В это время у нас шёл ремонт московской квартиры и я, честно говоря, надеялась купить что-то готовое и избежать второй стройки. Не тут-то было: все готовые дома были ужасны – испорчены попытками хозяев навести в них «городской» уют. А нам нужен был не коттедж, не копия квартиры – нам нужна была Дача, со шлейфом воспоминаний и ассоциаций, с романтикой скрипучих веранд и слегка текущей крыши.

Дом, в конце концов, нашёлся – очаровательный, зелёный, 1940-х годов, с белыми верандами, в идеальном месте, на красивейшем участке (с оврагом и ручьём позади!). Слишком маленький и абсолютно непригодный для жизни – было ясно, что стройки не избежать.

«Библиотека». Мебель ИКЕА. Люстра в стиле ар-нуво привезена мужем хозяйки со старой квартиры. Окна – «Атмосфера 9».
«Библиотека». Мебель ИКЕА. Люстра в стиле ар-нуво привезена мужем хозяйки со старой квартиры. Окна – «Атмосфера 9».
Интерьер «библиотеки». Камин проектировала компания «Термоспецмонтаж», он облицован плиткой Original Style. Мебель ИКЕА. Антикварная люстра в стиле ар-нуво – семейная собственность мужа хозяйки. Восточный ковёр перед камином – подарок дизайнера Лейлы Улуханли. На шкафах – винтажные винные бутылки из семейной коллекции.
Интерьер «библиотеки». Камин проектировала компания «Термоспецмонтаж», он облицован плиткой Original Style. Мебель ИКЕА. Антикварная люстра в стиле ар-нуво – семейная собственность мужа хозяйки. Восточный ковёр перед камином – подарок дизайнера Лейлы Улуханли. На шкафах – винтажные винные бутылки из семейной коллекции.
Интерьер «библиотеки».
Интерьер «библиотеки».
Терраса «библиотеки» с видом на крыльцо старого дома. Уличная мебель ИКЕА.
Терраса «библиотеки» с видом на крыльцо старого дома. Уличная мебель ИКЕА.

Вот тут на помощь нашим героям приходят архитектурное образование и годы работы в архитектурной среде. Я выбрала опцию «звонок другу» и позвала поработать над проектом Николая Лызлова. Мало того, что мы дружим много лет – мне ещё прекрасно известно, как бережно он относится к любому историческому наследию. А нам нужно было именно бережное отношение к нашему нелепому дому: его важно было приспособить для жизни, не лишив очарования и атмосферы.

Детская игровая веранда. Диван винтаж. Ковёр куплен в магазине «Ковры и хозтовары» в Кратово.
Детская игровая веранда. Диван винтаж. Ковёр куплен в магазине «Ковры и хозтовары» в Кратово.
Вид с игровой веранды на спальню младшей дочери. Ковёр над кроваткой – «Ковры и хозтовары» в Кратово.
Вид с игровой веранды на спальню младшей дочери. Ковёр над кроваткой – «Ковры и хозтовары» в Кратово.
Спальня младшей дочери.
Спальня младшей дочери.

Изучив обстановку – участок с домом и двумя корявыми сараями – Николай предложил схему, с которой я была абсолютно согласна. Достраивать старый дом, чтобы сделать его просторнее, было немыслимо. Дополнительные спальные места решено было разместить в новых «корпусах», построенных на месте сараев. Их Лызлов спроектировал заново. В старом же доме мы сделали основательный ремонт, слегка изменив планировку и подняв на метр кровлю, чтобы получился мансардный этаж, где теперь обитает подросток Валя.

Лестничный холл второго этажа с мансардным окном Velux. Рисунки и акварели – работы Евгении Микулиной.
Лестничный холл второго этажа с мансардным окном Velux. Рисунки и акварели – работы Евгении Микулиной.
Лестничный холл второго этажа.
Лестничный холл второго этажа.
Мансарда в старом доме – вотчина старшей дочери.
Мансарда в старом доме – вотчина старшей дочери.
Мансарда в старом доме.
Мансарда в старом доме.
Мансарда в старом доме – вид из спальни на лестничный холл.
Мансарда в старом доме – вид из спальни на лестничный холл.

Планировочная схема теперь такая: с улицы кажется, что ничего не изменилось – на участке стоит маленький традиционный дачный домик. Но, если его обойти, перед нами разворачивается мини-усадьба с новыми модернистскими постройками. Одна называется «библиотека» и представляет собой по сути большую выносную гостиную с террасой: в этой комнате мы тусим с гостями, не мешая спать тем, кто уже устал тусить. Чуть дальше по участку – гостевой дом, с легкой руки моей племянницы и коллеги Кати Кругликовой названный «мотелем Бейтса». Он и правда спланирован, как мотель – три «номера» с внешней галереей.

Уличный фасад старого дома.
Уличный фасад старого дома.
Лужайка посреди участка. Справа – «Библиотека», на дальнем плане гостевой дом. Сад – работа ландшафтного бюро МОХ.
Лужайка посреди участка. Справа – «Библиотека», на дальнем плане гостевой дом. Сад – работа ландшафтного бюро МОХ.
Задний фасад «библиотеки», Выступ в кровле сделан специально для того, чтобы сохранить старую берёзу.
Задний фасад «библиотеки», Выступ в кровле сделан специально для того, чтобы сохранить старую берёзу.

Стройкой всей этой невероятной красоты занимался «Карт Бланш Инжиниринг» – компания-генеральный подрядчик, с которой Лызлов не раз работал. Поручить им проект было гениальным решением, избавившим меня от всех забот – они сами себя подгоняли, контролировали качество, а мне оставалось только важно кивать, одобряя оттенки пропитки или выбор выключателей. Ещё один важнейший для этой истории человек – Катя Ксенофонтова, представитель «Карт Бланш», которая экспертно и с юмором помогала мне буквально во всём.

Люди, которые видят готовый дом, спрашивают меня, как я придумала ту или эту деталь его внешнего облика или интерьера. Я, честно говоря, всегда теряюсь. Я не сделала для этого проекта ни одного эскиза или мудборда. В моей голове была совершенно точная, детальная картина того, как всё должно быть. Мне кажется, что я вообще ничего в этом доме не придумала – я просто всё ПОМНИЛА. Помнила, какие должны быть выключатели и лампочки. Помнила оттенок, в который выкрашены стены в «старом» доме (он, кстати, изнутри оштукатурен, по дранке, старинным способом, идеальным для домов из бруса). Самые эффектные вещи – например, отреставрированная старая расстекловка на верандах – для меня были из разряда очевидного: ну как можно такое не сохранить? Более того – вещи, которые сейчас доставляют мне наибольшее удовольствие, придумала вообще не я, а муж. Он, например, заставил нас сделать аж два камина, один в доме, другой в «библиотеке». В тот момент это казалось излишеством, а сейчас от каминов такой кайф! Ему же принадлежит идея обязательно повесить над обеденным столом в доме тканевый абажур. Без абажура, считает он, дача – не дача. И он прав, и у нас их два – разного цвета, они как бы зонируют пространство гостиной.

В области мебели у нас доме нет ничего оригинального – почти всё ИКЕА. Мера вынужденная: мне пришлось торопиться, и не было времени поискать каких-нибудь нелепостей в поселковых комиссионках, как я сначала планировала. Но есть и забавные вещи – стол XIX века, купленный в антикварном магазине на Калашном, люстра в стиле ар-нуво, привезённая мужем из его прежней жизни. Книги – множество книг, без них на даче никуда. А ещё – мои акварели разных лет, которые теперь «украшают» интерьеры (ну или придают им неповторимое своеобразие).

Одна из спален в гостевом доме.
Одна из спален в гостевом доме.
Душевая в гостевом доме. Вся сантехника – Burlington. Плитка Original Style.
Душевая в гостевом доме. Вся сантехника – Burlington. Плитка Original Style.
Задний фасад «библиотеки».
Задний фасад «библиотеки».

Отдельного рассказа заслуживает сад. Его создало ландшафтное бюро МОХ (ещё один «звонок другу»), и сделали они это совершенно гениально. По счастливому стечению… всего главный архитектор МХА, Юрий Фоменко, имеет такой же багаж дачно-детских ассоциаций и воспоминаний. И именно их он в нашем саду и воспроизвёл, вплоть до качелей, которые он «скопировал» с качелей на своей детской фотографии. Наш сад выглядит так, как будто «сам собой возник», но на самом деле каждый куст жасмина и каждый стебелёк щучки дернистой находятся на том, единственно правильном месте из ландшафта нашего детства – из долины памяти.

И самое прекрасное то, что этот ностальгический эмоциональный «пейзаж» уже обогащается новым опытом – воспоминания, которые приобретают на даче наши дети, становятся его частью. И в этой стране детства появляются новые территории – как, например, «секретное место», которое есть у Саши и её папы. Это мостки, которые ведут от калитки позади дома к берегу ручья в овраге. Там, на этих мостках, среди крапивы и лопухов, они «ловят рыбу», окуная палки в ряску, и наблюдают полёт стрекоз. И мы точно знаем, что Саша запомнит это навсегда – как и Валя навсегда запомнит ночное небо, видное из мансардных окон в её комнате. И именно и только это – бесценно, и для того, чтобы это случилось, мы и реставрировали старые переплёты: через маленькие стеклышки в них видно прекрасное прошлое, которое становится счастливым будущим.

Веранда старого дома. Переплёты были отреставрированы. Люстра – винтаж. Стол ИКЕА.
Веранда старого дома. Переплёты были отреставрированы. Люстра – винтаж. Стол ИКЕА.
Терраса «библиотеки». Мебель ИКЕА. На столе подсвечник работы итальянского дизайнера Франческо делла Фемина, подаренный хозяйке дома. Сад разбит ландшафтным бюро «МОХ».
Терраса «библиотеки». Мебель ИКЕА. На столе подсвечник работы итальянского дизайнера Франческо делла Фемина, подаренный хозяйке дома. Сад разбит ландшафтным бюро «МОХ».
Участок спускается к небольшому ручью – заповедному месту игр младшей дочери.
Участок спускается к небольшому ручью – заповедному месту игр младшей дочери.