Согласно федеральной статистике, на сегодняшний день 40% российских предпринимателей – это женщины. Понятие «бизнесвумен» перестало быть неологизмом, прочно войдя в наш обиход. Женщина-лидер, женщина-предприниматель стали привычными словосочетаниями, за которыми стоят динамично развивающиеся в самых разных социально-экономических сферах бизнес-проекты.
Почему представительницы прекрасного пола столь успешны в продажах? Многочисленные исследования показали, что женщины обладают врождённой способностью устанавливать контакт и выстраивать отношения с людьми лучше, чем мужчины, а это напрямую влияет на эффективность продаж, где степень доверия и грамотно выстроенные межличностные коммуникации с клиентами являются ключевыми факторами.
Елена Лобащук – основательница онлайн-школы фейсфитнеса SnovaNova. Свой проект она называет бизнесом по-женски. Историей становления на путь предпринимательства и особенностями ведения женского бизнеса Елена поделилась с нами в этом интервью.
Елена, знаю, что по образованию Вы финансист. Казалось бы, это очень далеко от сферы бьюти. Каким образом при выборе ниши для своего бизнес-проекта Вы остановились именно на бьюти? Какой фактор сыграл ключевую роль?
Началось всё до банального просто, как, наверное, и у многих женщин. Я ушла в декрет с должности начальника финансового отдела крупной нефтяной компании, и за время моего декретного отпуска наша структура была ликвидирована. Конечно, меня приглашали выйти в другие подразделения, но дочка тогда была ещё слишком маленькой, и я отказалась.
На тот момент мне было 40 лет, и декрет наложил отпечаток на мою внешность не самым лучшим образом. Я увлеклась фейсфитнесом, стала изучать разные методики работы с лицом, применять их на практике, и те изменения, которые стали происходить с моей внешностью, честно говоря, очень впечатлили. Я стала ещё глубже вникать в эту тему, погрузилась в анатомию старения, сравнивала иностранные источники с отечественными, начала общаться с тренерами и часто оказывалось, что я уже знаю иногда даже больше, чем они. В итоге сами тренеры мне и посоветовали перейти на профессиональный уровень.
Каким набором компетенций и навыков Вы обладали на момент принятия решения включиться в этот бизнес-процесс? Ну, то есть, насколько Вы были к этому готовы? Медицинское образование, опыт привлечения клиентов и онлайн-продаж у Вас уже были?
На тот момент у моего супруга была сеть продуктовых магазинов, в развитии которых я принимала самое непосредственное участие, поэтому, что такое «бизнес» знала не понаслышке. Перед тем, как принять решение открыть свою школу, я внимательно изучила онлайн-рынок, актуальные тенденции и выбрала именно этот быстрорастущий и набирающий популярность тренд. Я завела блог в соцсети и параллельно начала профессионально саморазвиваться. На моём счету десятки курсов по самым различным массажным техникам, спортивным направлениям, инструкторским курсам и, конечно, диплом о профессиональной переподготовке.
Фейсфитнес и массаж лица не относятся к лечебному массажу. Я никого не лечу, лечиться мы идём к докторам. Поэтому, для моего направления достаточно образования косметик-эстетист и умения преподавать. Что касается привлечения клиентов в онлайн, то параллельно с развитием своего направления я также помогала супругу развивать в соцсетях и его бизнес, получая таким образом опыт работы в онлайне.
Доказано, что, по сравнению с мужчинами, женщины чаще уделяют внимание деталям, тщательнее подходят к планированию и управлению проектами. Составляли ли Вы предварительный бизнес-план, просчитывали свои возможные риски?
Не совсем с Вами соглашусь. Часто бизнес по-женски как раз наоборот отличается от мужского именно отсутствием чёткого планирования. Женщины просто идут интуитивно в ту нишу, которая им нравится, не просчитывая экономические и финансовые модели. Но это не мой случай. Я анализировала рынок и просчитывала все затраты. Более того, я дала себе «тестовый» период, чтобы понять, стоит ли мне дальше двигаться в этом направлении и вкладываться в развитие.
Вам кто-то помогал с запуском? Была ли на старте сформирована команда маркетологов, продюсеров?
Конечно. Я обратилась к маркетологам, и в первую очередь мы запатентовали название школы SnovaNova, разработали фирменные цвета, а технические специалисты разработали сайт и оформили учебную платформу. Что касается продюсеров, то их я не привлекала, поскольку все процессы полностью контролировала сама.
Чисто по-женски, какими были Ваши главные ожидания от запуска онлайн-школы фейсфитнеса?
Если честно, сначала я не стремилась к масштабу, поначалу это было просто занятие любимым делом с дополнительным доходом в семейный бюджет.
А как обстоят дела сейчас?
Сейчас у меня суммарно в соцсетях 155 тысяч подписчиков, которым я могу предложить разнообразную товарную линейку, за что ежедневно получаю восторженные отклики от своих учениц.
На сегодняшний день, спустя пять лет, онлайн-школа для Вас – это больше про что? Про доходность, про возможность самовыражения или про желание помогать людям обретать красоту?
Всё вместе. Отзывы и результаты моих учеников очень мотивируют не останавливаться на достигнутом и развиваться дальше. А без доходности ни один бизнес-проект попросту не будет существовать.
Если говорить о женском подходе к ведению бизнеса в целом, какие отличительные особенности имеет, на Ваш взгляд, бизнес по-женски? И остались ли ещё, по Вашему мнению, исключительно мужские и сугубо женские ниши или эти грани давно уже стёрты?
Отличительная особенность в том, что чаще всего женский бизнес – это всё-таки бизнес «по любви», когда именно любимое увлечение перерастает в работу. Что касается мужских и женских ниш, то здесь границы уже стёрты. Конечно, есть чисто мужской бизнес, к примеру такой, как строительство или тяжёлая промышленность,а вот чисто женских ниш скорее всего уже нет.
Есть ли у Вас планы по масштабированию этого проекта или, может быть, рассматриваете вариант запуска какого-то ещё?
Я не люблю сидеть на месте, и сейчас мы открываем новое направление. Это будет школа продаж. Продажи в соцсетях имеют определённую специфику и требуют необходимых навыков. Почему клиент должен купить этот товар или услугу именно у тебя? Продавцы в большинстве своём не дадут вам чёткий ответ на этот вопрос. Многие элементарно не могут оформить аккаунты, грамотно рассказать о своём продукте, так, чтобы он вызывал доверие, правильно сформировать на него цену. Этому всему можно и нужно учиться, ну а я готова учить.
Елена, спасибо за интервью!
Instagram (запрещен на территории РФ) Школа Фейсфитнеса : snova_nova
Instagram (запрещен на территории РФ) Школа Продаж: elena.prosales
ВКонтакте: club211094897
Telegram: snova_nova
YouTube: Snova_Nova
Сайт: snovanova.com