«Саня, привет! Как дела? Ты куда? Давай подвезу тебя!» - подобную фразу, обращенную к моему прихрамывающему спутнику, я услышал раза три за те минут десять, что мы шли с ним по крутым улочкам Гурзуфа от моей машины до Дома Культуры, где проходила выставка картин художника Александра Куковерова.
Причем видно было, что каждый предлагавший помощь - от бородатого татуированного мотоциклиста до деловитого водителя «корейца» - говорил это искренне, с готовностью и я бы даже сказал - заботой.
Так кто же был мой спутник, которого знал почти каждый житель этого курортного посёлка и был готов предложить ему помощь? Чуть ниже расскажу о нем подробнее.
Итак, мы шли на выставку одного из многих современных художников, коих только в Крыму - несметное число. Мне всё больше кажется, что количество пишущих картины крымчан и приезжих уже сравнялось с количеством людей, сдающих жилье отдыхающим)).
Конечно, в это число входит великое множество достаточно «стандартных» пейзажистов и абстракционистов разной степени талантливости и пробивной силы по сбыту плодов своего творчества, но я не вижу здесь ничего плохого, тем более это лишь подтверждает тот факт, что Таврида - это магическое место, где у людей просыпается вдохновение, открываются новые способности или усиливаются существовавшие.
Ярким примером «открытия» творческих способностей может стать герой моего сегодняшнего рассказа - самодеятельный художник, мастерски умеющий выразить в своих работах эмоции, мысли , а главное - вызвать сострадание к сюжету, который он пропустил через свою душу и перенес на холст.
На мой взгляд, особенность этого живописца в том, что он не просто пишет картины о чужой боли, а он ПЕРЕЖИВАЕТ на картинах чужую боль как свою.
Так вот, мой улыбчивый спутник, с юмором рассказывавший мне по пути историю своей, на самом деле, очень невеселой жизни, и был тем самым Александром Куковеровым, на выставку которого мы шли, а внимание со стороны окружающих могло говорить лишь об одном: этого человека здесь знают, уважают, любят и не потому что он немного слаб физически, а потому что он силен духом, оптимистичен и точно также умеет помогать и сопереживать окружающим.
Александра, родившегося в Гурзуфе в 1984 году, жизнь ударила в прямом смысле слова сильно: несколько раз, как по воле злого рока, ещё с детства, его сбивал то велосипед, то мотоцикл, всякий раз сильно повреждая ему ноги и к несчастью, ему пришлось много времени провести в больницах, где, по его собственным словам, он «наслушался мрачных жизненных историй».
Однако, он не отчаялся, не стал замкнутым «страдальцем» и однажды попробовал рисовать. Получилось неплохо и, окрыленный, он стал самообразовываться по видеоурокам, освоив разные техники, включая такую сложную, как фотореализм. Несомненно, далеко не каждый сможет это сделать даже в прикладном смысле, не имея определенного таланта, а Александр имеет не только природный талант рисовальщика и живописца, но и талант вложить в свои картины глубокий смысл.
Для меня парадоксальным стало то, насколько контрастирует грустный пафос его картин с его личным оптимистичным отношением к своей жизни и окружающим людям.
Он столь же легок в общении, насколько его картины в массе своей - нелегки для восприятия. Но трудность восприятия обусловлена не тем, что они сложные визуально (наоборот, они почти реалистичные, словно фотографии, запечатлевшие моменты из жизни), а потому что они, как фильмы-трагедии, тяжелы своей психологией, они заставляют зрителей остро сопереживать изображенному сюжету, чувствовать, думать.
Не у всех зрителей это находит понимание и даже у его коллег: мне рассказали случай, когда как-то на коллективной выставке, где в том числе был предоставлен Куковеров, одна художница, тема работ которой - «весёлые котики», настоятельно попросила устроителя не размещать ее «пушистые» работы рядом с холстами Александра...
Удивительно другое: сам Александр - человек очень позитивный, веселый, готовый придти другим на помощь, а его картины - полны трагизма и если его не знать лично, можно подумать, что он - какой-то мрачный тип и катастрофический пессимист. Но это не так. Он просто умеет чувствовать боль других.
Да, во все времена человек хотел отвлечься от серых и трудных будней, уехать на солнце, море, в горы, на простор и даже в искусстве человек зачастую хочет лишь абсолютной красоты - тех самых солнечных пейзажей, веселых, музыкальных композиций, гармоничных статуй, лёгкой архитектуры - чтобы просто созерцать, а не думать и тем более - не страдать.
Это нормально и естественно - избегать стрессов и печали. Но жизнь - многогранна и ни у кого не получится вести бытие «стрекозы, которая только пела», замыкаясь лишь на своих удовольствиях, надо помнить, что рядом может быть кому-то плохо по объективным причинам и если ты не можешь помочь людям в их сложной жизненной ситуации ни словом ни делом, то хотя бы не относись к ним пренебрежительно и не демонстрируй перед ними свои «блёстки в брызгах шампанского».
Творчество Александра Куковерова именно к этому призывает.
Когда я писал о «несметном» числе художников в Крыму и что тут сплошное царство счастья, творчества, света и романтики, конечно я утрировал… К сожалению, людей и жизненных сюжетов, которые изображены на картинах Куковерова и в Крыму и во всём мире - большинство. И как часто скромные, с тяжелой жизнью люди оказываются более отзывчивыми к чужим проблемам и горю, чем люди, обличенные властью и деньгами.
А теперь давайте просто вглядимся в глаза людей на картинах с той самой выставки в ДК Гурзуфа. К некоторым сюжетам можно не давать комментарии и даже не указывать их названия.
Уверен, многим врежутся в память образы и сюжеты произведений Александра ровно также, как его фамилия: Куковеров.