Найти тему

Я люблю этот мир. О фильме «В моей комнате». Германия, Италия, 2018 г. Режиссёр Ульрих Кёллер.

Герой киноленты журналист Армин – безденежный неудачник, а жизнь его видится серой, мелкой тягомотиной, в которой нет никого и ничего стоящего.

Армин – тоже по большому счёту ленивое никто, но при этом душевный малый - умирающей бабушке примчался, руку её гладит, жалеет, спит тут же у одра. Сразу видно – чуткий внук.

Опуская подробности, дальнейшее развитие сюжета не очень-то и оригинально. В какой-то момент исчезает человечество – разом, будто корова языком слизала. Остались животные, остались улицы, магазины, машины, дома – пустые, без людей.

Впрочем, чуть позже, когда герой уже радостно угнездился в опустевшем мире, как водится, появилась она. Женщина.

Практически библейская история. Только конец у неё получился открытый, потому как идиллия всё-таки закончилась, женщина вдруг нервно встрепенулась и отбыла в далёкие края.

В принципе это и есть сюжет, но в нём заключена одна простая и мудрая мысль – для жизни человеку нужно очень мало – крыша над головой, еда, тепло и близкий человек под боком.

Когда рядом нет пресловутого социума, теряют ценности многие вещи из набора успешного человека – дорогие авто, шикарные дома, шмотки от кутюр. Да какой там от кутюр? Если тепло, то одежда вообще не нужна. Свобода! Рай для нудистов. Кстати, проблемы с фигурой – тоже по боку. Какая разница, что у тебя с талией?

Ну проехался герой по первости на роскошном авто. Ну поймал нечаянный кайф, и хорош.

Оказывается, лошади гораздо удобнее.

А ещё можно делать только то, что хочется.

Вот и наш герой поселился не в каком-то богатом особняке, а в крестьянском доме. И на столе у него супчик из собственной курятины, а не консервы их супермаркета. Он никому ничего не должен, ему некуда спешить, не надо расталкивать локтями соперников, выкручиваться перед теми, кому задолжал – деньги, заботу, любовь, не важно.

- Я люблю этот мир, —говорит герой. И я ему поверила, потому как нельзя относиться равнодушно к тому, что твоё. Прямо буквально, без гипербол и патетического подъёма - только твое и больше никого. В новом своём мире Армин пашет, собирает картошку, кормит кур, моет коня с видимым удовольствием. Почему? Наверное, потому что всё это сидело внутри него и раньше, дремало, задавленное штампами, социальными условностями и указателями «чтокомуделать», где у каждого человека своя роль, свои рамки. Шаг в сторону – в лучшем случае дискомфорт. Ну какому репортёру взбредёт в голову, плюнув на карьеру, пойти на крутой вираж и совершить дауншифтинг. Это же так страшно, отмахнувшись от борьбы за признание, отчудить сальто-мортале в духе синдрома Гогена, когда меняется всё, начиная места жительства, кончая идеалами.

А тут вуаля! Случилось. Само собой, без борьбы, без сомнений, без преодоления, без сопротивления ближнего и дальнего. Вот он - я, вот она – вторая половина, вот моя комната, вот мой конь. Что ещё нужно?

Но не всё так просто, и почти библейская история рискует стать совсем не библейской, потому что в сюжет вмешивается одно «но».

Но, даже оставшись единственной на земле парой, мужчина и женщина не уживаются. Не могут. Не способны. Не очень хотят? Может, как раз по причине того, что, как говорится, ходит тут одна и та же, надоела ужас. Другими словами, психологическая совместимость рулит, без неё далеко не уедешь. А вот единственная на свете дама единственного на свете мужчины уехала. Почему?

Не знаю, фильм не даёт конкретного ответа.

Режиссёр предлагает лишь полюбоваться на их танец. Они танцуют на автозаправке, под светом фар, и их тела говорят сами за себя. Он – свободный, счастливый, отчаянный и органичный, как животное. Она лишь выполняет его прихоть, лишь идёт на поводу, но очень скоро увиливает, отгораживается.

Как, впрочем, и в отношениях.

Анализировать их инаковость не имеет смысла. Зачем? Важно, что до поры до времени расставание вполне может быть выгодно обоим. Не надо приспосабливаться, прислушиваться, прощать или просить прощения, урезать свои желания, мучиться от чувства вины. Это ли не свобода?

Финал у фильма открытый. Как там всё сложится с Адамом и Евой и с их персональным раем?

Каждый сам решит при просмотре. А может, и не захочет очень уж напрягаться над смыслами.

Я после просмотра вот о чём подумала. Как часто мы вангуем на мир во всём мире, как сильно мы надеемся, что враги простят друг друга, соседи поймут друг друга, что народы не затаят обиду, а правители пойдут на уступки.

Но ё-моё, а разве это возможно, если даже одной паре на земле тесно?

Почему?

Потому что тараканы у них разные?