Найти в Дзене
Econs.online

Теневая экономика: почему растет и чем опасна

Оглавление

Неформальная, или теневая, экономика – это производство вполне легальных товаров и услуг, но скрываемое от государственных органов. Делается это, например, для уклонения от уплаты налогов и от соблюдения трудового законодательства.

Фотография Shutterstock
Фотография Shutterstock

Часть экономики находится «в тени» во всех странах, но размеры этой тени сильно различаются.

По данным МВФ, в странах с низким и средним уровнем дохода на неформальный сектор приходится в среднем 35% ВВП, в то время как в странах с развитой экономикой – около 15%.

Глобально в неформальной экономике занято, по данным Международной организации труда, около 2 млрд работников, или около 60% мировой рабочей силы – от почти 90% всех работающих в странах с низким доходом до примерно 16% в странах с высоким доходом.

Чем плоха теневая экономика

Большой неформальный сектор может сдерживать экономическое развитие страны. Он ограничивает налоговые поступления и, следовательно, способность государства финансировать общественные блага, такие как образование, здравоохранение, инфраструктура. Эти блага способствуют экономическому росту.

У неформальных фирм по сравнению с формальными более низкая производительность, более низкие зарплаты, а работники менее защищены.

Страны с относительно высокой долей неформальной экономики с большей вероятностью могут столкнуться с экономическими затруднениями и обратиться к МВФ за кредитованием.

Условием предоставления такой помощи обычно становится проведение экономических реформ, которые содействуют макроэкономической стабилизации.

С конца ХХ века такая стабилизация нередко предполагает сокращение занятости в госсекторе – это стало частью условий предоставления помощи после того, как многие развивающиеся страны столкнулись с сочетанием долгового и финансового кризиса по причине в том числе раздутой бюрократии и быстрого роста государственного потребления.

На госсектор приходится более трети (37,1%) глобальной официальной занятости, а в странах с низкими доходами и доходами ниже среднего в госсекторе занята почти половина всех работников формального сектора.

Однако небогатые страны, решающие задачу сокращения неэффективного госсектора, сталкиваются с ростом неэффективного неформального сектора, пришли к выводу экономисты Антонис Адам (Университет Янины) и Томас Моутос (Афинский университет экономики и бизнеса).

Экономисты проанализировали эффект сокращений в госсекторе, связанных с программами поддержки от МВФ с 1990 по 2018 г., сравнив доли теневой экономики за год до начала программы и в течение пяти лет после.

Почему растет теневой сектор

За этот период 42 кредитные программы МВФ предполагали сокращение численности госслужащих и еще 48 – сокращение численности и/или фонда оплаты труда госсектора. Средний размер госсектора в странах, получивших кредиты МВФ с учетом данных условий, составлял 30% ВВП, средняя доля теневой экономики – 35% ВВП, таким же (35%) был размер формального частного сектора.

Через пять лет после начала реформ в госсекторе его доля оставалась на том же уровне 30% ВВП, в то время как теневая экономика расширялась в среднем на 1,3 п.п. до 36,3% ВВП. А формальный частный сектор сокращался до 33,7% ВВП.

Это означает, что в частном секторе происходило перераспределение экономической активности из формальной в неформальную часть, заключают ученые. Выявленный эффект более выражен в автократиях и странах с низким качеством институтов.

То, что рост доли теневой экономики происходит не за счет сокращения госсектора, а за счет сокращения формального частного сектора, исследователи объясняют так: продукция формального сектора относительно более высокого качества, чем неформального; работники неформального сектора получают рыночную зарплату, то есть определяемую балансом спроса на труд и его предложения, тогда как работники формального сектора, включая государственный, имеют некий гарантированный минимум заработка. Исходя из этих двух вводных, сокращение занятости в государственном секторе влияет на размер неформального сектора двумя путями.

  1. Во-первых, по мере сокращений в госсекторе число работников, доступных для найма в частном секторе, растет, и рыночная зарплата, получаемая неформально занятыми работниками, снижается. Это приводит к увеличению занятости и объема производства в неформальном секторе.
  2. Во-вторых, снижение уровня зарплаты в неформальном секторе приводит к переключению потребительского спроса с высококачественной продукции на низкокачественную. Что, в свою очередь, приводит к дальнейшему увеличению выпуска неформального сектора и снижению производства в формальном.

Получается, что программы, направленные на сокращение занятости в государственном секторе, могут быть несовместимы с целью сокращения теневой экономики, указывают авторы.

Это не значит, что реформы госсектора обречены: если сокращение занятости в госсекторе необходимо для экономической стабильности, реформы должны предусматривать дополнительные меры, направленные на поддержку занятости в формальном секторе и на предотвращение роста теневой экономики, заключают исследователи.