Найти тему

Как "заставить" ребенка учится в школе?

Многие родители обращаются к психологам с вопросом, как же замотивировать ребенка на учебу в школе, и чаще всего это родители учеников средней и старшей школы. Как же заинтересовать подростка учебой? Что делать, если ребенок не хочет учится, не делает уроки, и не хочет ходить в школу?
Итак, попробуем разобраться.

Ваш первоклассник такой счастливый пошел в школу, ему все нравится, он с гордостью рассказывает что было на уроках и на перемене, и гордится что он стал взрослы, и там продолжается почти всю младшую школу, а потом ребенок переходит в среднюю, и вы замечаете что у ребенка нет мотивации, хотя до этого он неплохо учился.

Почему так произошло? Вся причина в том, что ребенок привык к школе, ему уже все там знакомо, и ему интереснее не узнавать что-то новое, гордясь что он "взрослый", а больше его интересует общение, а не учеба.

Ребенок в подростковом возрасте слишком занят выстраиванием отношений, общением, социальными сетями, где много интересного, у некоторых еще и кружки, которые интереснее учебы, и ребенок просто перегружен и не понимает элементарные (на взгляд взрослых)вещи, и действительно не понимает, а зачем учится, если вокруг столько всего, на что можно потратить свое время?

На вашего ребенка-подростка уже не действую ни крики, ни угрозы, да и наказание применять бесполезно, на все это он будет реагировать только злобой, обидами, истериками, конечно он может испугаться, и начать заниматься, но так как не особо понимает почему он должен тратить свое время, которое можно провести с друзьями на учебу, то особого толка от этой "учебы" не будет.

Конечно вы можете оставить ребенка в покое, в надежде что он перерастет, и что "возьмется за ум в старших классах", потому что там нужно сдавать ОГЭ и ЕГЭ, и готовится к поступлению в ВУЗ. НО, если ребенок пропустит учебу в средней школе, и не будет усердно учится, то за год, два репетитор не сможет подтянуть вашего ребенка к сдаче экзамена на хорошее количество балов.
Так что не стоит ждать чудес, и нужно решать проблемы по мере их поступления.

Что же делать, что бы ребенок взялся за ум , и начал учится?

Как "заставить" ребенка учится в школе?

Первое - разбираемся в причинах, по которым ребенок может не хотеть учится.
Почему же ребенок не хочет учится? И отвлекающих факторов может быть очень много - изменения в собственном теле, взаимоотношения с людьми (дома, в школе, с друзьями и т.д.), так что причин может быть немало.
Не забывайте что ребенок взрослеет, и у него начинаются определенные гормональные изменения, с которыми еще нужно научится справляться, так же могут обострится хронические заболевания.

Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, то нужно научить его самостоятельно следить за своим здоровьем и самочувствием, вовремя ходить к врачу, принимать лекарства и проходить профилактику.

Не забывайте или сами рассказать ребенку о его физиологических изменениях (если у вас достаточно доверительные отношения), или "подсуньте" соответствующую литературу.

Научите ребенка следить за своим здоровьем, только без укора, а доброжелательно, и если у вашего ребенка, к примеру, от чипсов начинает болеть живот, то научите его видеть эту взаимосвязь, и принимать соответствующие меры (в том числе и знать какие лекарства можно принять в том или ином случае, и в каком количестве, а так же объясните про суточную, и разовую дозу препаратов).

В подростковом возрасте ребенок начинает задумываться кто он, и зачем живет, о сильных и слабых своих сторонах, о том, кем хочет стать в будущем.
Так же, отказом от учебы ребенок начинает проверять свои новые границы, проверять родителей на прочность, и пытается уйти из-под власти родительского авторитета. Он все больше жаждет самостоятельности, и хочет сам управлять своей жизнью.

Почему бы и нет? Уже можно расширить зону ответственности ребенка за свою учебу, и дать выбор в дополнительных занятиях (естественно аккуратно "страхуя" ребенка), в домашних делах (да, если ребенок считает себя достаточно взрослым, то у него должны быть и домашние обязанности, и в учебе.

В подростковом возрасте ребенок начинает "делить территорию" со своими сверстниками, он понимает что такое дружба, конфликты, травля. И часто одна из причин почему ребенок не хочет учится (а точнее ходить в школу), это как раз конфликты в школе с учениками или с учителями.

Постарайтесь чаще беседовать в доверительном тоне со своим ребенком о его друзьях, об учебе, об учителях, только не давите на ребенка, и не выспрашивайте если он не хочет вам отвечать на ваши вопросы, просто скажите что вы его любите таким какой он есть, и поможете решить все проблемы, чтобы не произошло, и не станете осуждать )и главное выполняйте все свои обещания, особенно не судите ребенка, а помогите решить проблему, даже если она кается вам пустяковой, ведь главное что она важна для вашего ребенка)..

Если ваш ребенок делится с вами своей жизнью, не осуждайте и не давайте готовых оценок или советов, чаще давайте самостоятельный выбор, максимум что вы можете, это сказать "я бы сделал вот так..., а как бы сделал ты", и не осуждайте выбор ребенка, ему нужно научится самостоятельно принимать решения, и если все же вы оказались правы, не стоит говорить "я же говорила...", лучше сказать "все мы ошибаемся, не ошибается тот, кто ничего не делает, но ты молодец потому что..." и обязательно нужно найти что-то хорошее даже в провале, чтобы придать уверенности, и научится принимать свои решения, а не надеяться на подсказки родителей.

Объясните ребенку, что с каждым человеком он должен научится взаимодействовать, и это ОН должен научиться подстраиваться, а не под него должны подстраиваться, так ему в жизни будет легче, потому что в жизни у него будет работа, где не будет выбора с кем работать, и нравится человек или нет, так что нужно уметь находить общий язык со всеми, в том числе и с учителями, и с каждым учеником, и с другими людьми.

Но бывают ситуации, когда ребенок старается выстраивать отношения, но идет конфликт или с учителем (если по остальным предметам нет проблем, а только с одним предметом проблемы), или с учениками, и тут естественно нужно чтобы вмешались родители, если ребенок не может справится самостоятельно.

Поговорите с вашим ребенком (естественно без осуждения), и так же стоит поговорить и с преподавателем (бывает что виноват и ребенок, и учитель, так что не порите горячку), и выяснив кто виноват, уже тогда решайте проблему.
Как вариант, можно втроем сесть за стол переговоров, учитель - родитель - ребенок, и спокойно без конфликта решить что же делать дальше. Тут есть нюанс, если неправ ваш ребенок (да, и такое бывает), нужно научить его извинятся, и отвечать за свои поступки, и самое страшное "наказание", это чтобы ребенок извинился (кстати, это "наказание" самое полезное, так как научит нести ответственность за свои поступки и слова.

Вторая ситуация, когда виноват не ребенок, а учитель (да, мы все живые люди), в этом случае нужно выслушать ребенка, но конфликт решать уже без него, а непосредственно или с учителем, или с администрацией школы.

И тут важно помнить, что если вы не очень хорошо отзываетесь о школе, и об учителях вашего ребенка (даже если вам кажется что он это не слышит), о учится хорошо ваш ребенок точно не будет. И даже если вам не нравится преподаватель, не обсуждайте его с ребенком, или с другими людьми.

Третья ситуация, когда конфликт между детьми, и тут или нужно просто дать совет как себя вести, но при этом контролировать ситуацию, или, если ситуация не решается, а вашего ребенка серьезно обижают, то решать вопрос с той же администрацией школы, классным руководителем, и родителями тех, кто обижает вашего ребенка.

Главное объяснить вашему ребенку, что если он рассказывает о том, что его обижают, это не ябедничество, а как раз решение вопроса. Можно привести пример, когда хулиганы избивают или обижают человека, то разве хулиганы правы? И если им позволить кого-о обижать, то они так и будут себя вести, и в данном случае нужно обращаться в милицию, которая примет меры. Ведь это не тот, кого обижают виноват, так почему он должен терпеть.

Так же хорошо бы объяснить ребенку, что если в его классе кого-то другого обижают, то нужно или вступится (если обижают просто так), или рассказать родителям, так как сегодня обижают твоего одноклассника, завтра могут переключится на тебя, и если ты не помог однокласснику, то и он тебе не поможет
Правда стоит уточнить, что есть и трусы, и если не помогли тебе, то все равно нужно помогать окружающим, но нужно знать когда вмешиваться, а когда нет.

Еще одна причина может быть в первой влюбленности. И тут нужно проявить такт и уважение к чувствам вашего ребенка, а так же важно обсудить, а что будет дальше? Пусть ваш ребенок смоделирует ситуацию, что планирует делать дальше? Создать семью* Прекрасно (только без иронии, ведь это может оказаться первая и единственная любовь на всю жизнь, так что уважайте выбор вашего ребенка, независимо нравится он вам или нет) Объясните, что вы не против отношений, но поговорите о контрацепции (и не только у девочек), об ответственности, и о будущем. Ведь можно поженится и сразу после школы, только если у обоих не будет образования, на что они будут жить и растить детей? Поэтому можно встречаться, но и об учебе не забывать..

И еще одна нередкая причина, ребенок может быть просто перегружен секциями. и банально уставать.

Тут самое простое решение проблемы, решите с ребенком какие секции он готов оставить, а какие можно убрать.

Второе - решаем проблему, и мотивируем на учебу.

Любой психолог вам скажет, что есть несколько видов мотивации- внутренняя, и внешняя.

Если проще, то в случае с подростками внешняя мотивация это подарки, и наказания, т.е. как только исчезают подарки и наказания, это сразу сказывается на учебе, так как ребенок делает вполне логический вывод - я выучу урок за подарок (денежное поощрение), или потому что меня накажут, но не понимает что учить предмет нужно чтобы получить знания, которые ему пригодятся в жизни.

Конечно метод кнута и пряника работает, но увы, не долго, и не помогает в развитии ребенка, так как он будет мотивирован что-то делать, потому что это нужно не ему, а потому что он что-то за это получит от кого-то )или не получит то же наказание). И тут идет воспитательный процесс, связанный не только со школой.

Ребенок привыкнет что нужно вам помогать, и выполнять ваши просьбы, только пока он вас боится (но рано или поздно он вырастет, и перестанет вас боятся), или если он что-то материальное о вас получит, но когда он вырастет и станет зарабатывать самостоятельно, вы можете не осилить то, что ему хотелось бы получить, и вы будете не нужны тогда вашему ребенку, раз не можете дать ему желаемое.

Внутренняя мотивация это качество, которое отсутствует у ребенка, и задача родителей его воспитать. Что такое внутренняя мотивация? Это когда человек сам понимает для чего ему что-то нужно, и самостоятельно контролирует выполнение, не ожидая ни поощрения, ни наказания, и четко зная зачем он что-то делает, и какие будут результаты.

Но при этом внутренняя мотивация может быть разной, к примеру, у одного ребенка мотивация пойти в школу чтобы встретится с друзьями (да, это тоже может быть мотивацией чтобы пойти в школу), у второго получение знаний, чтобы получить хорошие балы, поступить в вуз, и быть высококлассным специалистом, у третьего мотивация пойти в школы, потому что так сказали родители.

Как же мотивировать подростка на учебу?

1. Начните с простого, покажите ребенку что он может школьные знания применять в жизни. Если в вашем городе есть научные кружки, или иные мероприятия, можно попробовать сводить ребенка на экскурсию, вдруг его заинтересует? В вашем городе такого нет? Не беда, есть интернет, в котором родителям можно найти как сделать простейшие опыты, попробуйте провести их вместе с вашим ребенком, и сделайте это его хобби, т.е. заинтересуйте его.

2. Когда у вашего ребенка хорошее настроение, предложите поговорить (естественно не в момент когда он занят, той же игрой, нужно чтобы ребенок не прерывал свое занятие ради разговора с вами, иначе это сразу внесет негативное отношение к разговору. О чем говорить? О его будущем, предложите порассуждать, а что будет когда он вырастет, только разговор ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть в доверительной форме, без давления, так, чтобы ребенок САМ пришел к выводу, зачем же он ходит в школу, и САМ задумался о своем будущем.

Аккуратно подведите к мысли, зачем нужно учится, можно привести пример, вот получил он первую зарплату, а как понять где расписаться в ведомости? Ведь если не распишется в правильной графе, то может не получить, а отдать свою зарплату, а деньги то еще нужно посчитать, а потом пойти в магазин, и как же рассчитать, сколько можно потратить, что купить, чтобы потом не сидеть голодным, и еще нужно заплатить за ком.услуги, чтобы не выключили интернет и пр. Если ребенок постарше, предложите вместе посчитать бюджет.

Естественно что разговор должен протекать в спокойной доверительной обстановке, где можно немного по доброму подшутить, но не обидеть ребенка. Ваша цель его правильно направить, а не оскорбить и показать что он еще не все понимает. Ни в коем случае нельзя показать что он глупый, попробуйте поговорить почти на равных. Если есть возможность, то вместе с ребенком посчитайте реальный бюджет, и предложите чтобы он вам помогал его вести, во-первых так вы научите ребенка распоряжаться деньгами (пусть пока и в теории), и это ему пригодится во взрослой жизни, а во-вторых это как раз мотивация на учебу.

Предложите ребенку, поиграть в будущее, и представить себя взрослым, и помечтать, каким он будет в 50 лет, чего добьется? Пусть распишет (можно устно), как он шел к этой цели, и потом аккуратно скорректируйте его рассказ, только опять таки, стараясь не ущемить ребенка, и принимая, что он все таки почти взрослый, и имеет право на свое мнение, давить своим авторитетом нельзя. Представьте что вы своему начальнику объясняете в чем он ошибается, и что ваш начальник очень не любит критику.

Как вариант, предложите ребенку помочь вам с уборкой, помыть полы, унитаз, посуду, и потом спросите, а хочет ли он этим заниматься каждый день по 8 часов?

3. Обсудите профессии, кем может стать ребенок, если не будет учится? Дворник, уборщица, и т.д. Только не говорите что это плохие профессии, наоборот, объясните что и к ним стоит относится с уважением, ведь благодаря им мы живем в чистоте, и эти профессии (и не только эти) тоже нужны, только чья зарплата выше, и чья работа больше ребенку понравится? Мыть полы и подметать улицы? Или все же получить образование, и работать в другой сфере, естественно получая зарплату больше, и имея возможность себе больше позволить.

4. Если есть возможность, устройте вашего ребенка на летних каникулах на работу. Это прекрасная возможность почувствовать себя взрослым, и самостоятельно заработать первые деньги. Лучший вариант оставить деньги которые заработал ваш ребенок ему, только обговорите заранее на что будут потрачены эти деньги (одобрите любую покупку, ведь ваш ребенок имеет право тратить свои деньги на свое усмотрение, и главное знать что деньги не потрачены на что-то запретное). Но оговорите, что когда ребенок станет взрослым, то часть денег он должен будет выделять вам, если вы будете жить в одной квартире на квартплату и продукты.

5. Расскажите о себе, как вы учились, как выбирали профессию, и почему выбрали именно такую. Ваш пример важен для ребенка. Ведь если вы сами целыми днями сидите в соц.сетях, и только рассуждаете о работе, то и ребенок будет таким, сколько бы вы не рассуждали о необходимости работать.

И да, можно (и нужно!)хвалится и перед своими друзьями и родными и о школьных успехах у ребенка (желательно чтобы он это слышал), и это тоже мотивация (главное хвалить за дело, а не по любому поводу,к примеру получил пятерку, похвалить в семье, выиграл олимпиаду, похвалится перед друзьями и родственниками), устроить праздничный стол. Все мы падки на лесть, так что этот метод подойдет не только с ребенком, к примеру у моей подруги муж прекрасно готовит и все делает по дому, и да, об этом знают все родственники и друзья моей подруги, потому что "ой, вчера мой такой салат вкусный приготовил, и у нас кран потек, а мой починил, это сколько денег мы сэкономили...". Правда готовит он только по выходным, и еще он классно гладит, у нее так не получается (по словам моей подруги)... Главное мотивация, и не переусердствовать.

Но одним разговором ребенка не замотивировать , тут нужно приложить усилия, и поддерживать стремление и мотивацию ребенка, чтобы закрепилась внутренняя мотивация, и главное принимать ребенка, и аккуратно направлять, но не давить.

У меня есть подруга, которая прекрасно училась в музыкальной и в обычной школе, и у нее стоял выбор пойти после школы в ин.яз, и это открывало много перспектив, или пойти в консерваторию, многие мамы направили бы ребенка в ин.яз, а ее мама проявила мудрость, и поддержала выбор ребенка, в итоге сейчас ее дочь окончила консерваторию, создала свою группу, пишет потрясающую музыку, и работает в музыкальной школе. Естественно она получает не самую высокую зарплату, но ей вполне хватает денег на семью, и она реализовала свою мечту, а это тоже немаловажно. И главное что она счастлива. И да,я горжусь и ею, и ее сестрой, которая тоже благодаря родителям (особенно маме) и ее мудрому воспитанию получила профессию, веру в себя, и смысл в жизни. Марина и Коля вы замечательные родители, и желаю чтобы и у ваших дочек Ники и Аси тоже получилось стать хорошими и мудрыми родителями.

Еще одна моя знакомая увлеклась шахматами, забегая вперед скажу что она после школы окончила вуз, и получила диплом, но у нее немало званий в шахматной сфере - она стала призёром Чемпионата мира, чемпионкой Европы, и победительницей многих международных турниров.Сейчас она открыла Крымскую шахматную школу, в которой проводятся увлекательные занятия, и в которой она передает свой опыт и знания будущим чемпионам. Танюща, спасибо тебе большое, в том числе и за то, что ты делишься своими знаниями и опытом с нашими детьми.

И естественно я хочу сказать спасибо моим родителям, которых уже нет, но которые своей мудростью помогли сделать выбор мне и моему брату в выборе как профессии, так и в жизни, но при этом давая нам сделать самостоятельный выбор, а не давя на нас. И благодаря им, мы работаем в сферах которые нам нравится, и на работу мы идем с удовольствием, и это тоже немаловажно.
Главное помните, нет плохих профессий, главное чтобы работа приносила не только деньги, но и удовольствие, поэтому помогите ребенку сделать свой выбор, который будет ему нравится, и к которому он будет стремится, и поддерживайте его выбор, тогда у него и будет мотивация к учебе.

Всем мира, добра и позитива.