Томас Мор родился в зажиточной буржуазной семье, получил хорошее образование. Он был знаком с произведениями выдающихся учёных-гуманистов своей эпохи, таких как Пикко делла Мирандола и Эразм Роттердамский.
В отличие от многих писателей утопистов, Мор не был теоретиком. Он принимал активное участие в политике, стал членом Парламента, а впоследствии был назначен Лорд-Канцлером, то есть занял высший пост в государстве после короля.
Биография Т. Мора показывает, что для него важным было не отступать от своих взглядов даже под страхом смерти. В частности, он был против религиозных реформ английского короля Генриха VIII, который хотел отказаться от признания религиозной власти Папы Римского и сам стать главой новой английской Церкви. Такая принципиальность привела к тому, что Мор был казнён по обвинению в государственной измене.
Среди всех литературных произведений Мора наибольшее значение имеет его роман «Утопия», в котором автор хотел представить своё понимание об идеальном устройстве общества, которое отличалось бы максимальной справедливостью.
В области экономики характерной чертой Утопии было полное и абсолютное отрицание частной собственности. Мор полагал, что именно наличие частной собственности и денег является первоосновой всех социальных противоречий и конфликтов. Общество, в котором будут богатые и бедные, неизбежно будет обществом нестабильным, в котором одни люди будут завидовать друг другу. Причём никакими законами эту проблему решить нельзя.
У Мора утопийцы не просто не имеют собственных домов, они должны регулярно ими обмениваться, очевидно, чтобы никто не привязывался к своему жилищу, не пытался сделать его лучше, чем у других.
Можно отметить противоречие, которое встречается в описании Мора. С одной стороны, утопийцы пренебрежительно относятся к золоту и серебру, употребляют его на изготовление цепей для рабов и ночных горшков. Однако Мор признавал, что в Утопии всё равно эти металлы используются для внешней торговли, чтобы получить какие-то товары из других стран. Очевидно, что люди не могли бы не понимать, что раз за золото можно получить редкие товары, то оно не может являться одновременно не имеющим никакой ценности.
Все жители Утопии имеют абсолютно одинаковую одежду. Это сделано, как для экономии, ведь, по мысли философа, все затраты на разнообразную и нарядную одежду абсолютно излишни, так и для обеспечения всё того же равенства. Никто из людей не должен выделяться.
Крайне непродуманным современному человеку показался бы принцип распределения материальных благ. Мор предлагает ориентироваться на потребности людей. Он исходит из того, что эти потребности представляют собой нечто объективное, которое не зависит от желаний самого человека. В городах Утопии существуют своеобразные рынки, но на них просто свозятся всё, что было произведено отдельными семействами.
После этого каждый глава семейства имеет право явиться на такой «рынок» и получить всё необходимое для жизни его семьи абсолютно бесплатно. Мор полагал, что такая система позволит людям получать ровно столько благ, сколько им необходимо, при этом недостатка в товарах не будет за счёт обильного производства. Мор также считал, что в условиях Утопии нет причин для жадности и желания взять больше, чем необходимо. Такое же бесплатное распределение благ происходит в Утопии на уровне городов и областей. Если в одной наблюдается недостаток чего-либо, то она получает это безвозмездно за счёт других областей.
Даже пищу утопийцы по большей части принимают совместно в особых дворцах. Хотя готовить дома и не запрещено, но домашнюю трапезу предпочитают разве что больные. Это тоже должно было обеспечить в обществе максимальное равенство между людьми. Если говорить об особенностях социального устройства Утопии, то нельзя не обратить внимание на то, что Мор считал вполне приемлемым существование рабства. Стоит правда отметить, что рабами могут стать только местные преступники или купленные нарушители законов из других стран. То есть, по меркам своего времени, проект Мора был относительно гуманен. По сути, и в современном мире сохраняется наказание в виде лишения свободы.
В Утопии достаточно развита была социальная сфера. Например, существовали специальные общественные больницы, в которых каждый гражданин получал бесплатные лечение и уход. При этом в Утопии существовала система, напоминающая нынешнюю практику эвтаназии. Безнадёжно больным предлагали покончить жизнь самоубийством.
Утопия может быть названа демократическим государством. Все люди участвовали в выборах, на которых избирали своих представителей – сигофрантов. Сигофранты являются аналогом наших депутатов, все важные решения должны приниматься только после обсуждения и голосования в Сенате, то есть парламенте. Сигофрант избирался от каждых 30 семейств. Во главе 10 сигофрантов стоял избираемый протофиларх.
Иногда вопросы могут выноситься и на всеобщее обсуждение, то есть существует нечто напоминающее современный референдум. При этом Утопия является монархией, во главе её стоит князь. Однако его власть не наследственная, он избирается сигофрантами. Они избирают правителя из четырёх кандидатур, которые предлагаются народом. Правит он при этом пожизненно, но может быть смещён с престола, если его заподозрят в стремлении к тирании.
Однако, не каждый человек может стать монархом. Не только правитель, но и посланники, духовенство, протофилархи избираются только из представителей сословия учёных. В данном случае Мор был согласен со своим предшественником Платоном, который также считал, что именно учёные философы должны управлять государством. Но стоит отметить, что учёные в Утопии не являлись сословием в полном смысле этого слова. Войти в эту группу мог каждый, кто проявил себя в науках.
Протофилархи переизбираются каждый год, но имеют возможность занимать этот пост неоднократно. Все остальные должности могут заниматься людьми только на 1 год. Таким образом, практически все граждане оказываются привлечены к процессу управления. С другой стороны, не складывается постоянного слоя чиновничества, который был бы отделён от других жителей страны. Если выяснится, что человек с помощью хитрости пытался добиться для себя государственной должности, то для него будет полностью закрыта возможность получить любой чиновничий пост.
Чиновники ничем не выделяются из народной среды. Даже верховный правитель не отличается пышной одеждой или короной. Это заставляет относиться к представителям власти с большим уважением.
Можно сказать, что утопия в определённом смысле представляла собой федерацию. Государство состояло из 54 городов. Но при этом в каждом городе были одинаковые система управления и законы. От каждого города избирались ежегодно по 3 человека, которые отправлялись в столичный город Амаурот, чтобы принять участие в обсуждении общегосударственных дел.
Мор обращал внимания, что законов в Утопии очень мало, и они все абсолютно понятны и просты. В Утопиии нет многочисленных адвокатов, которые могут с помощью разных хитроумных уловок добиться несправедливого, но формально законного решения.
В Утопии знают, что такое войны, но саму войну осуждают, считают её несчастьем, которого нужно при возможности избегать. Утопия может вести военные действия только если вынуждена защищаться от напавшего врага. Также поводом для начала войны может послужить обида, нанесённая купцам из Утопии в других государствах. Правда Мор делает одну характерную оговорку. Он замечал, что утопийцы могут воевать, чтобы освободить какой-либо соседний народ от власти тирана. Мотивом в данном случае выступает человеколюби. Понятно, что в реальности подобные заявления могут использоваться именно для вмешательства в дела других государств. Утопийцы не только воюют в открытую, но используют подкуп, стараются посеять смуту во враждебных государствах. На войну при желании могли отправляться со своими мужьями и женщины.
Мор подчёркивал важность труда для достижения успехов в благополучии государства и общества. Не случайно, говоря о возникновении государства Утопии, писатель рассказывал о грандиозном проекте, в ходе которого Утопия превратилась в остров. Для успеха понадобилось, чтобы в работе приняли участие все, включая солдат.
Для обеспечения благополучной жизни предполагается, что все люди должны в обязательном порядке работать. Рабочий день при этом не должен был превышать 6 часов. Однако и в этом случае для Мора главным оставалось равенство. Соответственно, все люди независимо от их желания, талантов и способностей, должны были определённое время отработать в сфере сельского хозяйства. Каждый человек также должен был овладеть каким-либо ремеслом. При этом специальные чиновники должны следить за тем, чтобы все добросовестно трудились. В числе наиболее важных ремёсел Мор называл производство тканей, работу каменщиков, обработку дерева и металла.
Овладевать ремеслом должны были не только мужчины, но и женщины. Ремёсла могли предаваться от отца к сыну, но при желании человек могу поступить на выучку в другое семейство.
Мор описывал своеобразные деревенские общины, в которых насчитывалось не менее 40 человек. Пробыв в деревне 2 года, часть из них переселялась в город. На их место приходили другие горожане, которые должны были обучиться сельскохозяйственному труду. Также горожане должны были отправляться в сельскую местность во время сезонных работ, например для уборки урожая.
Трудом занимались не только свободные граждане, но и рабы. Они должны были выполнять работы, которые считались грязными, недостойными свободного человека. Например, разделывали скот.
Также рабами могли стать беглецы из других стран, которые предпочли рабство бедности на родине. К таким рабам утопийцы относились исключительно хорошо, практически как к своим гражданам, давая им лишь несколько больше работы. При этом они могли при желании всегда оставить Утопию.
В Утопии нет священников и монахов. По мнению Мора, они вредны для общества, так как не занимаются производительным трудом.
Вообще Мор считал, что успехов в развитии можно добиться именно за счёт привлечения к труду тех категорий населения, которые в современных ему странах обычно не заняты в ремесле или сельском хозяйстве. Помимо священников и монахов, Мор относил к ним женщин, богатых землевладельцев, их слуг. В Утопии либо просто нет этих категорий населения, либо они все занимаются производительным трудом. При этом о необходимости технического прогресса у Мора в его произведении ничего не говорится.
Ещё одним важным фактором Мор считал необходимость отказаться от производства тех вещей, которые не являются необходимыми, то есть предметов роскоши.
Своеобразием отличались и обычаи утопийев в области заключения брака. Вступление в брак разрешено было для женщин с 18, а для мужчин с 22 лет. При этом любые добрачные связи жёстко наказывались, запрещены были разводы. Многих наших современников мог бы шокировать обычай утопийцев представлять друг другу жениха и невесту перед свадьбой в голом виде в присутствии свидетеля.
Вообще в Утопии была высокая степень государственного контроля за частной жизнью граждан. Например, в ней людям нельзя было играть в азартные игры. Мор называл игру в кости
«нелепой и гибельной забавой».
Не понимали жители Утопии того, какое удовольствие можно найти в охоте. Хотя в Утопии при этом нет запретов в целом на разного рода забавы и удовольствия. Граждане могут заниматься музыкой, играть в интеллектуальные игры. Множество утопийцев стекалось послушать публичные лекции учёных.
Достаточно своеобразным было отношение утопийцев к свободе совести. Опять же, стоит признать, что по меркам своей эпохи, Мор предлагал достаточно прогрессивный проект идеального общества. В нём предполагалась религиозная терпимость, люди могли исповедовать любую религию. Однако Мор крайне критически относился к существованию атеистических идей. По словам философа,
«такого человека они не считают даже гражданином, так как он, если бы его не удерживал страх, не ставил бы ни во что все уставы и обычаи».
Стоит, правда, отметить, что люди с атеистическими убеждениями не подвергались никаким непосредственным наказаниям, однако их не допускали ни к какой государственной службе. То есть речь шла о явной дискриминации.
В утопии уделяется большое внимание развитию науки, причём в ней старались заинтересовать всё население. С этой целью ежедневно проводились специальные лекции, присутствовать на которых могли все желающие. Выше говорилось о том, что все люди обязаны трудиться на полях или в мастерских. Единственным исключением являются те, кто покажет большие способности в науках. По специальному решению сигофрантов, их освобождали от трудовой повинности. Именно из среды учёных избирался правитель, а также дипломаты. Утопийцы достигли больших успехов, как в философии, так и в точных науках, например, астрономии.
Большое внимание уделялось также образованию. Все дети должны были заниматься учёбой. При этом большинство взрослых в свободное от работы время также занимались образованием.