Найти тему
Любитель скримеров

Парни пытались стать героями и попались в руки маньяка извращенца. (Райан С. Томас "Лето, когда я умер").

Я много слышал про автора сегодняшнего произведения Райна C. Томаса, поэтому не мог обойти его дебютную книгу "The Summer I Dead / лето когда я умер", ведь я обожаю сплаттерпанк и напряжённую литературу. Тем более по ней даже собираются сделать фильм ужасов "The Summer I Dead" , роль маньяка в котором исполнит Билл Моусли. В ходе чтения книги я понял, что с ней что-то не так. Сегодня впервые обзор на русском книги Райна Томаса "Лето, когда я умер".

Обложка
Обложка

Книга начинается с огромного спойлера, возможно, именно он испортил дальнейшие повествование. Роджер рассказывает читателю, что не может стать прежним после событий того лета. Даже его близкие, врачи и таблетки не помогают спать по ночам, ибо он видит жуткие картинки прошлого.

Автор этим пытался создать завязку, как часто бывает в кинофильмах, чтоб зрителям было интересно следить за последующей историей, но это не сработало. На мой взгляд, проблема в том, что прочтение сплаттерпанка должно вызывать непредсказуемость. Нужно ощущение, что в опасности все и никто не защищен сюжетом, здесь же автор разрушает это условие и делает главного героя неприкосновенным к действиям маньяка. ( Причём в прямом смысле).

Роджер и Зуб планировали совсем другое лето.
Роджер и Зуб планировали совсем другое лето.

После завязки идёт описание жизни героя и его друга. Здесь опять возникает проблема: оно слишком затянутое и мало раскрывает героев. Да, Зуб более смелый, Роджер более мягкий и чувствительный. Зуб хочет бросить учёбу и уехать в Калифорнию, у Роджера есть сестра, он любит комиксы и не может решиться бросить колледж .вместе с Зубом. Не хватает большего раскрытия героев через события их жизни, что их объединяет и что отталкивает, почему они общаются.

Проблема затянутого описания и в том, что хочется скорее перейти к основным событиям. Быстрее, быстрее, много лишних деталей и описаний. Ну вот наконец-то парни услышали крик девушки, решив помочь ей, чтоб стать героями. Здесь все здорово: борьба с убийцей, противопоставление характеров героев, то как они попались написано здорово и вызывает сопереживание. Маньяк здесь пугает, жуткие сцены пыток и неприятные ощущения от чтения. Таким и должен быть сплаттерпанк.

В книге слишком много клише из фильмов ужасов.
В книге слишком много клише из фильмов ужасов.

Интересная на первый взгляд задумка с игральными кубиками, которые определяют, кто из героев будет страдать. Но и она создала проблему. Томас делает Роджера слишком везучим, я так и не понял, почему в итоге его число не выпало ни разу. Зуб и сестра Роджера ( да и её поймали) пережили огромное количество пыток и наказаний, но главный герой отделался парой порезов. Очевидно, если бы его числа выпадали, то он не смог бы придумать героический план спасения и сразится с главным злодеем в финальной драке, потому что был бы разобран по кусочкам. Это уже, на мой взгляд, клише сюжет фильма ужасов.

Роджер был фанатом комиксом, упоминания героев комиксов есть на протяжении всей книги. Главная мысль книги в том, что в реальной жизни в случае беды ты должен рассчитывать только на себя, ибо никаких героев на помощь не придёт. При этом Роджер придумывает план спасения на основе комикса, то есть тема комиксов одна из важнейших, но тогда почему автор так поверхностно описывает различных персонажей, будто даже не знает разницу между Marvel и DC. Если уж брать эту тему в основу сюжета, то нужно знать тему.

Сюжет комикса спасает главного героя книги.
Сюжет комикса спасает главного героя книги.

Следующая проблема в побеге героя. Да он понимает, что помощи не будет и надежды на друга больше нет, но не слишком ли он быстро превращается из испуганного мальчишки в героя? В этот момент в книге нарушается реализм и характер Роджера резко меняется на противоположный. Если до этого повествование претендовало на реализм, то дальше начался какой-то нереалистичный экшен, в ходе которого герой открывает кучу замков, цепей, вылезает незамеченным из подвала и потом сражается в драке с маньяком после нескольких дней без еды и воды, после всех психологических пыток.

Финальная драка Роджера и убийцы вызывает вопросы отсутствием реализма.
Финальная драка Роджера и убийцы вызывает вопросы отсутствием реализма.

Нет, я не верю, что парень с характером Роджера после всех этих слез и после всего увиденного может спокойно освободиться, а затем вступить в рукопашный бой с тем, кто мучал его друга, сестру и его психику. Особенно вопросы вызывает финальный бой, где парень почти рубит маньяка на куски. А маньяк резко становится слабым и попадается в свои же ловушки. Это похоже на клише сюжет фильмов ужасов. Автор хотел сделать логичное наказание для злодея, но в итоге нарушил реализм. Я не верю, что парень типа Роджера смог бы выбраться из подобного живым против безжалостного монстра.

Кстати, раскрытия мотивов маньяка мы не получим. Почему он убивает туристов? Кто была та девушка из начала истории? Он просто плохой сам по себе. Вот такой псих обитает в лесу и рубит случайных людей просто так. Была какая-то попытка рассказать о его неудачной семье, но весьма несодержательная. Если вам интересно изучать психологию убийц и и мотивы их действий, то ничего подобного в этой книге нет, что тоже меня расстроило.

Мотивация маньяка.
Мотивация маньяка.

Р.с. В целом, книга написана хорошим языком и читается легко даже на английском. Сюжет интересный, но, увы, лишь пока не ознакомишься подробнее. Главные проблемы в том, что Райн C. Томас слишком рано раскрывает судьбу Роджера (убивает интригу), слишком увлекается пустым повествованием (которое хочется пролистать до главных событий), не подвергает героя телесным испытаниям (уничтожив сопереживание к нему и делая его неуязвимым) и нарушает реализм к концу рассказа. В итоге возникает послевкусие среднего по качеству фильма ужасов.

А ведь очень неплохая идея книги, но все эти проблемы ее портят. Лучше бы сюжет начинался с того, что главный герой просыпается привязанным в подвале вместе с другом и пытается понять, как это произошло и как вырваться. Здесь бы и проходил основной сюжет и истории раскрытия персонажей. Даже это бы уже было лучше, чем рушить всю интригу в начале. Следом стоило бы добавить историю становления злодея и его мотивы. В итоге получилось, что получилось.