Найти тему

Как мастера и художники теряют деньги (или не теряют?)

Привет! Это DARI DARI. Хотим обсудить с вами интересную тему - превращение мастера в предпринимателя - как и когда это происходит и нужно ли подвергать себя таким метаморфозам?

Расскажем про ситуацию, с которой сталкиваемся с завидной регулярностью. Находим классного мастера, который делает интересный продукт. Спрашиваем насчет сотрудничества и получаем в ответ "ой, мне самой еле хватает товара, впереди еще маркеты, поэтому в магазины ничего отдавать не могу".

И тут мы, как предприниматели, сразу видим упущенную выгоду - раз у тебя, мастера, такой спрос, что ты не успеваешь делать достаточно товара, то почему ты не масштабируешься? Найми человека, который будет делать если не всю твою продукцию, но какую-то часть работы, не требующую твоего исключительного таланта, но занимающую много времени.

Фото: Freepik
Фото: Freepik

Звучит вроде просто, но на деле очень многие мастера не решаются сделать шаг от себя-мастера-одиночки к предпринимателю, нанимающему сотрудников. Когда мы поделились своими сокрушениями на этот счет с одной из своих поставщиц, которая делает керамические украшения, она нам рассказала о своей точке зрения, как мастера. Сегодня, говорит она, у тебя есть спрос и загрузка на двух человек ,а в следующем месяце - нет. А зарплату мастеру в любом случае надо платить, этот человек зависит от тебя и рассчитывает на конкретный заработок. То же самое и с арендой помещения под расширяющуюся мастерскую. Это уже совершенно другой уровень ответственности, к которому не все готовы.

Принять такую точку зрения нам, как серийным предпринимателям, сложно, но можно - действительно, все люди разные, кто-то чувствует себя абсолютно счастливым, творя в своей маленькой домашней мастерской, а кому-то подавай сеть из сотни точек сбыта.

Есть еще интересный момент. Вы, дорогие читатели, можете сказать - но если авторские изделия продаются в десятках магазинов по всей стране, не умаляет ли это их уникальность, не становятся ли они масс-маркетом? За ответом мы снова пошли к нашей знакомой-керамистке и вот, что она нам ответила: есть разные виды ручной работы. Да, есть действительно штучные, неповторимые вещи, которые часто невозможно сделать массовыми. Но и ценник на эти изделия, как правило, в разы, а то и десятки и сотни раз выше, чем на то, что можно дублировать (обратите внимание на живопись, например). А есть вполне себе масштабируемая ручная работа, которая не перестает быть ручной оттого, что продается во множестве мест сразу.

Фото: Freepik
Фото: Freepik

Расскажем про конкретно наш магазин - у нас стабильно самые высокие заработки у тех мастеров, которые используют в своем производстве труд сотрудников/помощников. Важно - мы не говорим о том, что если мастер наймет помощника, его продажи сразу возрастут. Это работает скорее наоборот - продажи растут - мастер нанимает помощника, ищет новые точки сбыта - продажи растут еще больше и т.д. Про поиск новых точек обязательно напишем отдельную статью, это тоже интересная тема.

У нас есть успешные кейсы по обоим вариантам, например:

  • Мастер-керамист, делает украшения, средняя цена в рознице 650 руб. В основном продает оптом в магазины, владеет своим собственным магазином и мастерской, в которой работают 2-3 сотрудника. Оборот в месяц от 400 тыс. руб.
  • Художник, категорически против тиражирования своих работ, продает свою штучную живопись за 50-300 тыс. руб.
  • Снова мастер-керамист с сотрудниками, много продает в розницу на свою достаточно большую аудиторию, а также работает с оптовиками - построила дом, путешествует, живет отлично:)
  • Художница, работает одна, создает арт-объекты по цене от 65 тыс. руб., над масштабированием не сильно думает, потому что и так всё хорошо.

Подытожить можем так:

  • Если мастер хочет хорошо зарабатывать на своих изделиях - ему нужно масштабироваться, или....
  • Стать действительно популярным/уникальным/востребованным художником/мастером со своей аудиторией, который сможет ставить ценник на свои изделия в десятки раз выше рынка.

Вопрос к мастерам - какой вариант вам ближе? Вы бы хотели, чтобы на вас работала команда и ваши изделия продавались всюду, или хотелось бы создавать штучные и дорогие артефакты?