«Независимая газета», ознакомившись с исследованием научного сотрудника Института Гайдара Игоря Ефремова, посвященное тенденции международной миграции населения в РФ, выяснила причины сокращения миграционного потока.
По данным исследования, количество зарегистрированных прибытий в долгосрочной международной миграции за I полугодие значительно сократилось относительно I полугодия 2022-го. Стоит отметить, что количество прибытий в Россию снизилось почти из всех основных стран – миграционных партнеров РФ. «Только приток долгосрочных мигрантов из Таджикистана заметно вырос, но не смог компенсировать общего снижения», – сообщается в исследовании. Так что внутреннее распределение долгосрочных международных мигрантов «продолжает смещаться в первую очередь в пользу выходцев из Таджикистана».
Как пояснил «Независимой газете» Игорь Ефремов, для анализа миграционных потоков в Россию их стоит разделить на две составляющие: временную краткосрочную миграцию и долгосрочную миграцию, которая может быть, как постоянной, так и тоже временной – при наличии регистрации от 9 месяцев и более.
«Значительную часть временной миграции составляет циркуляция трудовых мигрантов. В этом потоке к середине нынешнего года, судя по статистике МВД о регистрациях мигрантов, не заметно значительных изменений по сравнению с тем же периодом прошлого года», – отметил эксперт. Хотя этот поток может сильно колебаться во время экономических и финансовых шоков. Насколько недавнее падение курса рубля повлияло на миграционные потоки, можно будет сказать только через несколько месяцев, когда будет опубликована соответствующая статистика МВД о миграции за сентябрь, уточнил Игорь Ефремов.
Но наиболее существенное сокращение наблюдается все же именно в долгосрочной миграции в Россию, следует из оценок Ефремова. «Хотя и в ней значительную долю тоже составляет циркуляция трудовых мигрантов, имеющих обычно временные регистрации на срок от 9 месяцев до 1 года», – добавил он.
«Вопросы компенсации естественной убыли населения и кадрового дефицита с помощью миграции надо разделять, – пояснил Игорь Ефремов. – На естественную убыль влияет смертность, преимущественно в пожилых возрастах, и рождаемость, а в потоке мигрантов всегда преобладают молодые люди. В долгосрочной перспективе миграция сможет лишь частично компенсировать естественную убыль».
Миграция действительно становится важным фактором для рынка труда, следует из оценок Ефремова. Но с учетом сохранения в стране негативных демографических трендов, а также последствий событий 2022 года «попытки компенсировать усилившийся дефицит кадров временными трудовыми мигрантами из других стран скорее всего будут не очень эффективными», предупреждает он. По мнению эксперта, эффективнее будет «ориентировать миграционную политику в первую очередь на облегчение и стимулирование постоянной долгосрочной семейной иммиграции в Россию».