В начале шестидесятых Atlantic и Roulette устроили джазовый договорняк - решено было издать совместные пластинки подписанных на лейблы артистов, певицы Крис Коннор и трубача / бендлидера Мейнарда Фергюсона. Крис, напомню, записывалась в ту пору на Atlantic, Мейнард же был ограничен контрактными обязательствами с фирмой Roulette.
Результатом стали две выпущенных в 1961 году пластинки, 'Two's Company' на Roulette и 'Double Exposure' на Atlantic, которые как оказалось довольно значительно отличались по музыкальному материалу.
Обе, конечно же, неоднократно бывали у меня в руках в своих оригинальных (и не очень) изданиях - на днях у меня появились две копии их пластинок на Roulette, что послужило поводом не только освежить свое отношение к запечатленному на дорожках, но и несколько углубиться в нюансы виниловых изданий.
Про издания
С конвертами все довольно очевидно - хотите иллюстрацию в максимально полном виде приобретайте в коллекцию моно вариант. Обложка стерео-издания отличается характерной оранжевой плашкой и соответствующим образом кадрированным рисунком.
Текст на задниках полностью идентичен за исключением разве что каталожного номера - моно на Roulette обозначалось префиксом R, стерео - SR, в данном случае R-52068 и SR-52068 соответственно. Что, к слову, гораздо удобнее чем у многих конкурентов, например у той же Columbia, где по номеру версии в моно никаким образом не узнать номер той же пластинки в стерео.
Издание в моно может похвастать знаменитыми цветными этикетками лейбла в оригинальности которых сомневаться не приходиться - на месте и привычный элемент, небольшое кольцо по центру (на одной из сторон пластинки), говорящий о том, что пластинка была выпущена на заводе Abbey. Присутствует, естественно, и deep groove, канавка характерная для изданий той поры.
Указаны на этикетках два номера, каталожный (R-52068) и матричный (RLP-215-A/B).
С оригинальностью попавшей ко мне стерео-версии куда сложнее - подобный дизайн этикеток Тим Нили, автор основного путеводителя-каталога по джазовым пластинкам Goldmine Jazz, относит к периоду 1962-1963 годов. Попробуем выяснить насколько это соответствует истине.
Начнем с того, что на разделенном надвое пятаке отсутствуют какие-либо упоминания о стерео - все указанные номера полностью соответствуют моно-варианту. Может быть просто кто-то подменил пластинку или конверт исходя из своих корыстных коллекционерских целей?
Что на сбеге?
Узнав, что рассматривать придется два моно-издания я в некотором роде даже обрадовался: подобное сравнение куда корректней, чем взять моно оригинал и слушать его до / после переиздания в стерео - в таком случае резко сокращается количество нюансов, способных так или иначе повлиять на звучание пластинки.
Однако все оказалось куда запутаннее, чем мне думалось. После прослушивания первой стороны обеих пластинок я остался с двумя вопросами - действительно ли на оригинале голос Крис звучит несколько естественнее, и каким образом на переиздании создается эффект стерео, несмотря на то, что ни один из инструментов не сдвинут в какой-либо из каналов.
Раздумывая над этим я включил вторую сторону переиздания и был совершенно сбит с толку - никаких сомнений в том, что из колонок доносилась стерео-запись не было. Звуки фортепиано шли из правого канала, медные отвечали из левого. Голос солистки, к слову, как полагается в адекватном стерео начала шестидесятых, располагался по центру.
Я тотчас же снял пластинку, чтобы внимательно изучить информацию на сбеге. Вуаля - на второй стороне пластинки-переиздания красовался номер RSD-215B-1A. По аналогии с RLP-215 на моно-варианте RSD должно было означать Roulette Stereo Disc, что полностью соответствовало тому, что доносилось из динамиков.
А вот на первой стороне ничего подобного нет и указано следующее: 3D-RLP-215-A (3-14-61). Чуть поодаль присутствует печать AudioMatrix - эта компания занималась изготовлением матриц и стэмперов, поэтому с определением микса и года издания надпись не поможет, обратить же внимание стоит на 3-14-61, очевидную дату (четырнадцатое марта 1961 года) возможно печати первого тиража. Поскольку это идет вразрез с тем, что говорил тот же Тим Нили (да и Discogs, где для подобных этикеток указан 1962 год издания) вооружаемся лупой и продолжаем поиск.
На той же первой стороне находим буквы AB (опять же завод Abbey) и похожие на шестерки закорючки. Смелое предположение, что речь идет про июнь 1966 года попробуем опровергнуть цифрами на другой стороне.
И действительно, здесь уже указан декабрь 1963 года. Чему верить?
Немного про закорючки
Можно ли вообще принимать на веру всю эту малозаметную писанину на сбеге и сколько-нибудь использовать ее в качестве ориентира для определения ну хотя бы года выпуска пластинки? Как вообще может быть так, что на одной стороне указан сразу и 1961, и 1966 год, а на другой 1963-й? Может это и не год вовсе? Как вообще может быть на одной стороне стерео, а на другой моно?
На самом деле на все эти справедливые вопросы есть вполне закономерные ответы, которые связаны в первую очередь с технологией производства пластинок.
Исходя из того как сделаны эти надписи нет никаких сомнений (разве что кто-то умеет отлично обращаться с зеркалом), что они могли быть нанесены только на позитив, то есть лакер-диск, на который делается первая нарезка или его копию (mother), с которой впоследствии делаются стэмперы, которые собственно и впечатывают дорожки в те пластинки, что мы имеем дома.
Если надпись делается на лакере, то речь идет про мастеринг (нарезку с мастер-ленты), если на его копии (mother), то про тираж.
Тут самое время вспомнить, что кроме сбега на переиздании нужно изучить и то, что нацарапано на оригинале - как видно из сравнения выше цифры определяющие год первого выпуска пластинки на оригинале и переиздании совпадают. При этом на оригинале отсутствуют какие-либо упоминания 1966 года, на месте просто иначе написанные буквы AB. Стоит отметить и то, что цифры '3-14-61' добавлены к номеру пластинки другим почерком, а на другой стороне подобная отметка и вовсе отсутствует.
Благодаря этому становится понятно какие надписи были нанесены на каком этапе процесса - если бы красиво выведенные буквы AB (на оригинале) были еще на лакер-диске, то они бы благополучно добрались и до переиздания, что случилось, скажем, с '3D-RLP-215-A (3-14-61)'.
Что же до стерео на одной стороне, а моно на другой, то этому как раз есть вполне простое объяснение - на один лакер-диск нарезается одна сторона пластинки, таким образом для LP требуется два лакера, по одному на сторону. Соответственно, их довольно нетрудно спутать, случайно или нарочно, что, впрочем, случается крайне редко и все же принято считать миспрессом, нежели нормой.
Так какого же года это переиздание?
Итак, на переиздании мы имеем три временных отметки, 14 марта 1961 года, декабрь 1963-го и июнь 1966-го. Поскольку запись альбома была завершена в январе 1961-го, то март того же года выглядит более чем логичной датой для печати первого тиража пластинки. Что же до остальных дат, то судя по всему пластинка переиздавалась дважды, сначала в 1963-м году, а потом в 1966-м, на этом же конкретном издании эти два варианта причудливо смешались.
Что же до собственно звучания пластинок, то куда принципиальней оказывается разница между моно-миксом и версией альбома в стерео, чем разница между оригинальным и более поздним изданием. Стерео-микс мне показался предпочтительней, хотя и в моно громогласный бенд Фергюсона умудряется звучать без искажений.