Юго-Восточное Подмосковье. Село Ловцы упоминают с XVII века. Старинные приокские сёла: Дединово, Любичи, ЛОвцы и Белоомут – были под властью московских великих князей и царей. Жители сёл владели рыбной ловлей по Оке и ее притокам от района р. Цны внизу до р. Угры вверху. Основной промысел - рыболовство, а также ремёсла и торговля.
На берегу Оки раскинулось старинное село Лóвцы, некогда возникшее, как Рыбацкая слобода. С середины XIX века до 1929 года село являлось центром Ловецкой волости Зарайского уезда Рязанской губернии. Ныне на территории Луховицкого городского округа Московской области.
«Эта река, - писал об Оке австрийский дипломат при дворе великого князя Василия III (1516, 1526 годы) Сигизмунд Герберштейн, - особенно знаменита обилием рыбы, она имеет некоторых особенных рыб, которые на их языке носят следующие названия: белуга – удивительной величины без плавников с огромной головой и пастью, стерлядь, севрюга, осётр – последние три принадлежат к породе осетров и белорыбица, то есть белая рыбка самого отменного вкуса».
Белуга из Оки шла в Москву-реку, изредка попадалась с уловом до XVI века. В Коломне обнаружены кости трёх рыб в слоях XVII-XVIII веков. Осётр многочислен был в Оке, попадался в уловах от устья Москвы-реки и до территории города Москвы. Вылавливали до середины XVIII века. Белорыбица деликатесная очень ценная рыба входила в ежегодный обязательный оброк с каждого двора рыболовов дворцовых сёл в XVI-XVII веках.
Жители сёл строили деревянные суда: коломенки, барки, струги, паромы, лодки разных видов в XVII – XIX веках. Знатоки течений, отмелей и глубин – кормщики (лоцманы), водили по Оке и Волге суда. На верхней и средней Оке лучшими кормщиками в знании реки и мастерства проводки судов, признавали выходцы из сел Дединово и Ловцы. Крестьяне из приокских сёл часто нанимались бурлаками для подъема судов по Оке.
На круглой высокой подставке лежит топорик с загнутым лезвием, которым вырубали внутреннюю часть лодки (челна, однодревки). Такой челн могли делать из цельного ствола дерева или из двух, соединяя половинки. К вёслам прикрепляли кованные наконечники, они позволяли при необходимости отталкиваться от ила. Першня, в виде металлического короткого кола использовали для пробивки льда. Острым углом прислоняли ко льду, по верхнему плоскому били молотом. Таким образом, пробивали лёд не только, чтобы ловить рыбу, но и, чтобы в воду поступал воздух и рыба не задохнулась. Лёд раньше был гораздо толще. Грузила делали из глины. Рыбы было много, поэтому использовали острогу - вилы с четырьмя заострёнными металлическими штырями на длинной палке. На металлической распорке - козёл клали дрова для лучения рыбы (создавали яркий свет) при зимней рыбалке в тёмное время суток.
Для великокняжеского, а затем для царского стола, согласно грамоте обитатели Рыбацкой слободы ловили и доставляли белугу, которая до начала ХХ века в большом количестве водилась в Каспийском море и для нереста входила в пресные воды, по Волге поднималась вверх, заходила в притоки, распространялась в реках бассейна Волги вплоть до Твери, в том числе и в многоводной Оке. Конечно, вылавливали для великих князей и царей различную другую рыбу от осетров и стерляди до плотвы и лещей, в сети попадались сомы, язи. Однако ловили не просто так, сколько поймаешь, должны были поставить определённое количество.
Нашествие польско-литовских войск в начале XVII века нарушило устоявшийся быт населения. Обстоятельства принудили и с 1609 г. рыбаки приокских дворцовых сёл начали строить суда для перевозки хлеба к Москве, окружённой войсками Лжедмитрия II.
«Право рыбной ловли на Оке в XVII веке принадлежало дворцовой Выползовской слободе, которая вместе с дворцовыми сёлами: Любичи, Ловцы, Белоомутом, Сельцами должна платить пошлины и оброку 15 р. и 18 алтын и полпяты деньги».
В царствование Михаила Фёдоровича крестьяне Рыбных Ловец (ныне Ловцы) считали денежный оброк тяжёлым, просили заменить натуральным, и получили позволение. В 1712 году налога на право ловить рыбу уже не существовало и «крестьяне Переяславля-Рязанского (ныне Рязань), Рыбной слободы обратились с просьбой, что рыбная ловля на Оке принадлежит им истари по писцовым книгам, что в тех местах ловили рыбу самоловами, так как у них нет ни пашенной, никакой земли нет, и потому просят велеть им в тех реках ловить рыбу самоволами и продавать на торгах безпенно и на всём этом дать царский указ с причётом».
«Грамота царя Михаила Фёдоровича данная старосте села на обиход царский. Платят де крестьяне вашего дворцового села в казну оброку 5 руб. да пошлины 8 алтын, по две деньги на год и от оброчных сих денег, якобы они Рыбных Ловец крестьян в конец погибли, и потому положен рыбный оброк вместо денежного по указанной цене: 9 белорыбиц, 58 стерлядей, 35 судаков, 34 щуки, 33 леща, и вели ты им эту рыбу вести в Москву на обиход царский. Прочтя нашу грамоту и списав слово в слово держи у себя, впредь до иных приказщиков и посланников».
В начале XVIII века из села Ловцы по указу Петра I перевезли несколько семей плотников, потому что в этих местах строили хорошие и крепкие суда. Среди местных рыболовов наиболее удобными считались челны.
Приговор от 21 декабря 1715 г. по царскому указу от 13 декабря 1715 г. о переведении крестьянских семей из Московской губернии в «санктпетербургскую Сарскую Мызу», к которой была приписана «большая рыбачья слобода». Согласно указу надлежало «выбрать двести дворов поразвитей, посемьянистей, нескудных крестьян и привезти их в Сарскую Мызу Санкт-Петербурга…» Двенадцать семей рыболовов переселили из села Ловцы в Рыбную слободу близ Петербурга. Остальных добавили из других приокских сёл.
В XVIII в. приокские села, в том числе Ловцы стали крупными промысловыми селениями. Жители по внешнему виду и занятиям мало отличались от обитателей российских уездных городов. Некоторые разбогатели на торговле и затем перешли в купеческое сословие. В селе строили вместительные дома и не только из дерева, но и каменные.
В 1762 г. Екатерина II пожаловала приокские зажиточные села участникам дворцового переворота, которые помогли ей. Активные участники: лейб-гвардейцы Измайловского полка Александр Иванович Рославлев получил землю среди леса (борки) и капитан-поручик Михаил Ефимович Ласунский (1739-1787) землю в Ловцах. «В 1786 году Александр Иванович Рославлев выстроил в трёх верстах от Ловцов церковь Святых бессребреников Кира и Иоанна, основав тем самым Ловецкие Выселки» (до начала XX века так называли Ловецкие Борки). Государственный переворот совершён Екатериной II в день памяти святых бессребреников Кира и Иоанна, 28 июня. В 1854 году была построена новая деревянная церковь, затем на её месте каменная".
В селе Ловцы кроме рыбалки был распространён бондарный промысел. Часть рыбы шла на заготовку, засолку. Бондарь делал не только бочки, но и посуду. У некоторых бондарей мастерство передавалось по наследству. Работа это вызывало уважение, мастеровые пользовались почётом.
Развитие железных дорог и торговли снизило значение Оки как главного пути между Москвой и Нижегородской ярмаркой. В 1864 г. открыли движение по железной дороге Москва-Рязань, станция Луховицы лежала в трёх км от деревни Луховицы на Рязанском шоссе, приокские села остались в стороне от современных для того времени дорог.
Доходы левобережья Оки от заливных лугов стали более важными. Тут быстрее шло развитие товарного производство сена, его заготовки в большинстве отправляли в Москву по Оке или железной дороге через Луховицы.
С конца XIX в волостях, ближних к Оке растёт производство молока и молочных продуктов. В начале XX в. Александр Васильевич Чичкин (1862-1949) основал в Ловцах и Дединове молочные заводы. В Ловцах действовала маслодельня И. Ф. Курова.
К началу XX в. население Ловцов доходило до 5 тысяч жителей при обороте промышленности и торговли 134 тыс. рублей.
Женщины в основном занимались домом, хозяйством: пряли, ткали, вышивали, шили.
Дугообразное приспособление из цельного дерева - коромысло предназначалось для переноски емкостей с водой. Коромысла были для взрослых и детей. В школах девочек учили рукоделию: ришелье, гладь, мережка, штопка, как делать и обрабатывать петли, заплатки, разные виды швов.
Стирали одежду с помощью рубеля, которые бывало расписывали красиво. Бельё гладили скалкой, потом утюгами паровыми, внутрь которых закладывали горящие угли или утюгами из сплошного металла, их ставили на горячую печь для нагрева. В дождливую погоду туфли и сапоги от промокания спасали галоши по форме, повторяющие обувь, даже с каблучками. Мастерицы украшали своими изделиями окна, предметы интерьера дома.
Предмет прямоугольный деревянный с ручкой - колотушка, сторож проходил по силу и стучал колотушкой, оповещая, что всё в порядке, Каждый двор раз в сутки поочереди с остальными жителями назначался сторожем. От шума колотушки воры по ночам опасались, что сторож их заметит и поднимет всех. В правом углу подоконника секачки металлические - красивые топорики для рубки капусты на заготовку - засолку. Женщины имели сундук для хранения красивых и праздничных вещей.
В 1903 году дом, в котором располагается сейчас музей "Рыбацкая слобода" уже существовал. На первом этаже здания находилась лавка. В селе Ловцы располагались несколько питейных заведений.
Однако при пожаре в том же 1903 году сгорело восемьсот домов. Сгорела колокольня, она стояла отдельно от храма. Деревянные балки сгорели, а металлические раскалились и прогнулись, колокола упали. Пожар тушили не только жители села, приехали пожарные машины. В тушении участвовали пароходы, шедшие мимо по Оке. Пожар случился в период сенокоса, да ещё и сильный ураган раздувал пламя, 30 июня в 12 часов дня. Ураган разнёс бумаги с территории волости на 15 километров. (Информация из книги жителя села Ловцы, 1900 года рождения. Книга хранится в музее "Рыбацкая слобода").
Каждый колокол весил примерно две тонны. Фото новых колоколов при установке в 1907 г. Отлиты на заводе братьев Самгиных в Москве. Звон колоколов из села Ловцы, благодаря водам Оки слышали по пути течения реки и в Коломне. Весной, когда Ока разливается село Ловцы превращается в остров и вода передаёт звуки на несколько километров в округе.
Уроженец с. Ловцы Николай Иванович Бессонов (1870 - 1924), токарь Коломенского машиностроительного завода братьев Струве, являлся одним из руководителей большевиков Коломны и Щурова, активный участник революции 1905 – 1907 г.г., антигосударственного подполья и Октябрьской революции 1917 года. При советской власти возглавлял Союз металлистов, был избран в уездный комитет РКП(б), работал председателем Голутвинского подрайкома, а позже - уездного комитета РКП(б). В1930-е гг. в Коломне проложена новая улица с частной малоэтажной застройкой. Улица названа в честь Николая Ивановича Бессонова, местного политического деятеля.
При советской власти закрыли храм, колокола в результате сбросили.
Воскресенский храм села Ловцы ждёт своего воскресения, если не в былой красоте, хотя бы обновлённым. Место красивое, на возвышенном берегу Оки.
Кусочек от одного из колоколов, некогда спрятанный жителями ещё в 1920-е годы ХХ века.
Экскурсии проводит заведующая отделом «Музей рыбацкая слобода» Татьяна Ивановна Пискунова (Ларина). Открытие музея состоялось 5 августа 2020 г. Проведена колоссальная работа по сбору, систематизации и размещению экспонатов. На втором этаже здания продолжение коллекции музея – купеческий быт села Ловцы.
Приезжайте в музей "Рыбацкая слобода" и на берег Оки!
Спасибо за внимание.