Найти тему
Для вас пишу душою

Может и правда судьба

Наталья Евгеньевна строго оглядела класс. На тридцатой минуте урока ребят нужно было взбодрить. История – предмет интересный, но молодые организмы, скованные школьными обстоятельствами, протестовали в виде зевоты и слипающихся век. Учитель понимала, что следует временно отступить от повествования про проблемы Пруссии и Австро-Венгрии в XIX веке и вернуться в реальное время.


Нет, урок спасать необходимости не было, несколько пар глаз следило за ее перемещением по классу и повествованием с интересом. Но! Это были отличники, прочитавшие рассматриваемый параграф учебника дома и способные рассказать его очень близко к тексту. И даже понимающие о чем в нем сказано, видящие причины и следствия, помнящие даты, места и фамилии. У них был навык учиться, заложенный еще в начальной школе. А остальные?


Наталью Евгеньевну остановила мысль, неожиданно ворвавшаяся и сбившая с обычного настроя, что все эти ребята, кто через год, кто через два, выйдут в настоящую жизнь и будут историю творить, даже не подозревая об этом. Странная мысль на семнадцатом году педагогической деятельности, запоздалая рефлексия. Коснувшись лба ладонью, Наталья Евгеньевна сосредоточилась и задала классу вопрос:


- Кто хочет стать историком?


Класс затих, заинтригованный внезапным поворотом урока. Проснулись задние парты, у кого-то упала на пол ручка.


- Кто хочет стать историком? – повторила вопрос учитель.

- Учителем истории? – переспросила Светка Скворцова, хорошистка и член комитета комсомола школы.

- Нет, историком, ученым.

- Ну нет, я на химкомбинат пойду работать, а до этого институт на химика-технолога окончу. – сказала Светка.


Наталья Евгеньевна поискала глазами по классу. Желающих отвечать не было.


- Жаль.


Кто-то громко шмыгнул носом. Учитель перевела глаза и увидела Костю Осянина, с интересом заполняющего тетрадь. Подойдя поближе, она увидела, чем он занимался. На листе было аккуратно выведено «Классная работа». Ниже было записано «Пруссия» и «Австро-Венгрия». Еще ниже «Хочу стать историком?».


- Осянин! Вопрос можно было не записывать.


Костя встал под смешки одноклассников. Глянув на учителя, потупил взор и произнес:


- История мне нравится, но наукой заниматься скучно. Я хочу про прошлое читать и рассказывать.

- Интересно, - улыбнулась Наталья Евгеньевна, - Так это тебе в педагогический институт, на учителя истории поступать.

- Нет, я в военное училище пойду учиться, на летчика.

- Достойный путь, но тягу к истории храни. Кто знает… - звонок прервал фразу учителя.

*****


...Прошло тридцать лет.


В классе было тихо. Учитель ровным, но не лишенным эмоции голосом рассказывал пятиклассникам о первобытных земледельцах и скотоводах. На мультимедийной доске были выведены соответствующие слайды, учебники на партах открыты. У некоторых учеников были открыты рты. Интересно!
Коснувшись лба ладонью, учитель сосредоточился и взял небольшую паузу.

Память неожиданно выдала воспоминания: досаду от проблем на медицинской комиссии в военное авиационное училище, отказ идти в авиационно-техническое училище, поступление на инженера-строителя в политехнический институт, срочная служба в армии, работа на различных должностях в газотранспортной организации, увольнение с хорошей должности по причине профессионального выгорания. История, пройденная лично.


Продолжив лекцию, учитель прошел мимо доски и задержал на ней взгляд. С 1 сентября для учеников на ней было написано «Константин Георгиевич Осянин». Дети должны знать, как зовут учителя и обращаться соответствующе. Улыбнувшись, Костя Осянин пошел дальше, в проход между ученическими столами, говоря о первых ремесленниках… Судьба!