18 лет Советским Союзом управлял "наш дорогой Леонид Ильич". И он же часто являлся главным советским кинозрителем, от настроения которого зависела судьба многих фильмов. Нередко Брежнев фактически спасал отличные картины, которые в ином случае ждала бы "полка".
Путь советского кинофильма к зрителю был долгим. Вначале шло обсуждение сценарных заявок, затем уже написанных сценариев. Потом искали режиссеров, готовых их воплотить, на худсоветах обсуждали подбор актеров, отсматривали промежуточный материал и уже готовую ленту, много спорили, вносили правки. Сперва это делали на киностудии, потом в республиканском Госкино, оттуда фильм отправляли в Москву. Если в ленте упоминался Ленин, то ее обязательно смотрели эксперты из Института марксизма-ленинизма и идеологического отдела ЦК КПСС. В исключительных случаях еще официально не принятый фильм мог попасть на "дачный просмотр" к генсеку Брежневу. И его реакция иногда спасала картину, уже фактически "зарубленную".
Это произошло в 1969 году с лентой "Белое солнце пустыни". Она снималась мучительно, и за долгий съемочный период в ней заменили и режиссера (Андрона Кончаловского на Владимира Мотыля), и исполнителя главной роли (Георгия Юматова на Анатолия Кузнецова), и многих других членов съемочной группы. Не раз изменяли сценарий, включая концовку, где в первой версии жены оплакивали убитого Абдуллу. Начали работу над картиной на "Ленфильме", а закончили на "Мосфильме". 18 сентября 1969 года фильм сдавали главе "Мосфильма" Владимиру Сурину, который счел его плохим и отказался подписать акт о приемке. После этого ленту ожидала полка, а Мотыля – возможное изгнание из профессии (его предыдущую ленту "Женя, Женечка и "катюша" тоже сильно критиковали). Но Леонид Брежнев срочно запросил из фильмохранилища какой-нибудь интересный фильм себе на выходные.
Надо сказать, что генсек не был глубоким знатоком кино, он не смотрел Тарковского, Феллини или Трюффо. Больше всего Брежнев любил приключенческие фильмы (особенно американские вестерны) и комедии. Специально для Леонида Ильича и его близких из США в Москву регулярно привозили новые ленты, которые в широкий прокат не шли, а демонстрировались только генсеку. Но в тот момент ни одного нового вестерна на хранении не было. И работники на свой страх и риск отправили Брежневу советский вестерн "Белое солнце". Уже на следующий день он звонил главе Госкино Алексею Романову и очень хвалил фильм. Сам Романов был в панике - он эту ленту не видел и не мог понять, как она вообще попала к Брежневу. Но после такой реакции фильм приняли без поправок и отправили в прокат.
Буквально через год произошла похожая история с картиной "Белорусский вокзал". Ленту Андрея Смирнова забраковали в МВД. Министру Щелокову не понравилось, как изображены в фильме милиционеры, грубо затолкавшие в "бобик" четырех заслуженных ветеранов войны. В то время уже готовились к съемкам "ЗнаТоКи", выходили серии "Анискина" и другие фильмы, создающие исключительно героический, положительный облик милиционеров - это был личный заказ Николая Анисимовича. Однако каким-то неведомым путем лента попала к Брежневу, и тот заплакал во время исполнения песни о десятом десантном батальоне, вспомнив свое военное прошлое. После этого фильм выпустили первым экраном, а песня Булата Окуджавы стала непременно исполняться на всех правительственных концертах.
Долго пробивалась к зрителям культовая новогодняя комедия "Ирония судьбы, или С легким паром!" Эльдара Рязанова. Изначально он собирался снимать ее, как обычно, на "Мосфильме", но глава киностудии Николай Сизов сказал, что двухсерийных комедий на большом экране в СССР пока нет и не будет. Тогда Эльдар Александрович ушел к Сергею Лапину в Гостелерадио - для ТВ снимали комедии и двухсерийные и даже четырехсерийные (к примеру, "Большую перемену"). Однако, когда фильм был снят, его попытались запретить… за пропаганду алкоголизма. Лапин показал ленту на совещании партийных руководителей, и те дружно назвали её порочной. Но фильм попал на дачу к генсеку, и вся семья Леонида Ильича посмотрела его с большим удовольствием. А мнение главного зрителя было решающим. Более того, Брежнев даже упомянул этот фильм в одном из своих бесконечных докладов на очередном съезде, когда призывал советских строителей возводить более оригинальные дома, а не похожие друг на друга штамповки.
С годами у Брежнева прогрессировали атеросклеротические процессы в мозге из-за злоупотреблений снотворными препаратами. Нарушалась речь, способность к трезвому мышлению, страдала память. Леонид Ильич стал очень сентиментальным. Как байку рассказывают историю о том, что после просмотра "Семнадцати мгновений весны" помощник нашептал Брежневу, что разведчик Исаев живет всеми забытый в Москве. Генсек позвонил главе КГБ Андропову с упреками, не желая слушать его возражения о том, что Штирлиц - полностью придуманная Юлианом Семеновым фигура. Более того, якобы Брежнев пожелал лично наградить Исаева звездой Героя, и пришлось для этого привезти к нему артиста Вячеслава Тихонова. При вручении последнему звания Героя Социалистического труда Леонид Ильич, мол, был уверен, что он награждает разведчика Штирлица.
Скорей всего, это миф. Но совершенно точно известно, что в начале 1980-х Леонид Ильич вдруг пересмотрел "Тихий Дон" Сергея Герасимова и сильно расчувствовался из-за игры Петра Глебова. Он заявил, что этот актер заслуживает звания народного артиста СССР. Министр культуры Петр Демичев пытался осторожно донести до Брежнева, что с момента выхода "Тихого Дона" в 1956 году Глебов не создал ничего сколько-нибудь достойного и серьезного на сцене и на большом экране, так что вручение ему этого звания сейчас будет выглядеть очень странным. Но Брежнев был неумолим. И в 1981 году Петр Глебов неожиданно получил народного СССР вместе с Орденом Ленина - лично от Леонида Ильича. Пожалуй, это было его последним вмешательством в судьбы советского кинематографа и его творцов.