Найти тему

Как генсек Брежнев спасал великие советские фильмы

18 лет Советским Союзом управлял "наш дорогой Леонид Ильич". И он же часто являлся главным советским кинозрителем, от настроения которого зависела судьба многих фильмов. Нередко Брежнев фактически спасал отличные картины, которые в ином случае ждала бы "полка".

Путь советского кинофильма к зрителю был долгим. Вначале шло обсуждение сценарных заявок, затем уже написанных сценариев. Потом искали режиссеров, готовых их воплотить, на худсоветах обсуждали подбор актеров, отсматривали промежуточный материал и уже готовую ленту, много спорили, вносили правки. Сперва это делали на киностудии, потом в республиканском Госкино, оттуда фильм отправляли в Москву. Если в ленте упоминался Ленин, то ее обязательно смотрели эксперты из Института марксизма-ленинизма и идеологического отдела ЦК КПСС. В исключительных случаях еще официально не принятый фильм мог попасть на "дачный просмотр" к генсеку Брежневу. И его реакция иногда спасала картину, уже фактически "зарубленную".

-2

Это произошло в 1969 году с лентой "Белое солнце пустыни". Она снималась мучительно, и за долгий съемочный период в ней заменили и режиссера (Андрона Кончаловского на Владимира Мотыля), и исполнителя главной роли (Георгия Юматова на Анатолия Кузнецова), и многих других членов съемочной группы. Не раз изменяли сценарий, включая концовку, где в первой версии жены оплакивали убитого Абдуллу. Начали работу над картиной на "Ленфильме", а закончили на "Мосфильме". 18 сентября 1969 года фильм сдавали главе "Мосфильма" Владимиру Сурину, который счел его плохим и отказался подписать акт о приемке. После этого ленту ожидала полка, а Мотыля – возможное изгнание из профессии (его предыдущую ленту "Женя, Женечка и "катюша" тоже сильно критиковали). Но Леонид Брежнев срочно запросил из фильмохранилища какой-нибудь интересный фильм себе на выходные.

Анатолий Кузнецов и Спартак Мишулин в фильме "Белое солнце пустыни", 1969
Анатолий Кузнецов и Спартак Мишулин в фильме "Белое солнце пустыни", 1969

Надо сказать, что генсек не был глубоким знатоком кино, он не смотрел Тарковского, Феллини или Трюффо. Больше всего Брежнев любил приключенческие фильмы (особенно американские вестерны) и комедии. Специально для Леонида Ильича и его близких из США в Москву регулярно привозили новые ленты, которые в широкий прокат не шли, а демонстрировались только генсеку. Но в тот момент ни одного нового вестерна на хранении не было. И работники на свой страх и риск отправили Брежневу советский вестерн "Белое солнце". Уже на следующий день он звонил главе Госкино Алексею Романову и очень хвалил фильм. Сам Романов был в панике - он эту ленту не видел и не мог понять, как она вообще попала к Брежневу. Но после такой реакции фильм приняли без поправок и отправили в прокат.

Анатолий Папанов, Евгений Леонов, Алексей Глазырин и Всеволод Сафонов в фильме "Белорусский вокзал", 1971
Анатолий Папанов, Евгений Леонов, Алексей Глазырин и Всеволод Сафонов в фильме "Белорусский вокзал", 1971

Буквально через год произошла похожая история с картиной "Белорусский вокзал". Ленту Андрея Смирнова забраковали в МВД. Министру Щелокову не понравилось, как изображены в фильме милиционеры, грубо затолкавшие в "бобик" четырех заслуженных ветеранов войны. В то время уже готовились к съемкам "ЗнаТоКи", выходили серии "Анискина" и другие фильмы, создающие исключительно героический, положительный облик милиционеров - это был личный заказ Николая Анисимовича. Однако каким-то неведомым путем лента попала к Брежневу, и тот заплакал во время исполнения песни о десятом десантном батальоне, вспомнив свое военное прошлое. После этого фильм выпустили первым экраном, а песня Булата Окуджавы стала непременно исполняться на всех правительственных концертах.

Андрей Мягков и Барбара Брыльска в фильме "Ирония судьбы, или С легким паром!", 1975
Андрей Мягков и Барбара Брыльска в фильме "Ирония судьбы, или С легким паром!", 1975

Долго пробивалась к зрителям культовая новогодняя комедия "Ирония судьбы, или С легким паром!" Эльдара Рязанова. Изначально он собирался снимать ее, как обычно, на "Мосфильме", но глава киностудии Николай Сизов сказал, что двухсерийных комедий на большом экране в СССР пока нет и не будет. Тогда Эльдар Александрович ушел к Сергею Лапину в Гостелерадио - для ТВ снимали комедии и двухсерийные и даже четырехсерийные (к примеру, "Большую перемену"). Однако, когда фильм был снят, его попытались запретить… за пропаганду алкоголизма. Лапин показал ленту на совещании партийных руководителей, и те дружно назвали её порочной. Но фильм попал на дачу к генсеку, и вся семья Леонида Ильича посмотрела его с большим удовольствием. А мнение главного зрителя было решающим. Более того, Брежнев даже упомянул этот фильм в одном из своих бесконечных докладов на очередном съезде, когда призывал советских строителей возводить более оригинальные дома, а не похожие друг на друга штамповки.

Вячеслав Тихонов с разведчиком Георгием Пипия и режиссером Татьяной Лиозновой на съемках сериала "Семнадцать мгновений весны", 1973
Вячеслав Тихонов с разведчиком Георгием Пипия и режиссером Татьяной Лиозновой на съемках сериала "Семнадцать мгновений весны", 1973

С годами у Брежнева прогрессировали атеросклеротические процессы в мозге из-за злоупотреблений снотворными препаратами. Нарушалась речь, способность к трезвому мышлению, страдала память. Леонид Ильич стал очень сентиментальным. Как байку рассказывают историю о том, что после просмотра "Семнадцати мгновений весны" помощник нашептал Брежневу, что разведчик Исаев живет всеми забытый в Москве. Генсек позвонил главе КГБ Андропову с упреками, не желая слушать его возражения о том, что Штирлиц - полностью придуманная Юлианом Семеновым фигура. Более того, якобы Брежнев пожелал лично наградить Исаева звездой Героя, и пришлось для этого привезти к нему артиста Вячеслава Тихонова. При вручении последнему звания Героя Социалистического труда Леонид Ильич, мол, был уверен, что он награждает разведчика Штирлица.

Элина Быстрицкая, оператор Владимир Рапопорт, Петр Глебов и Сергей Герасимов на съемках фильма «Тихий Дон». 1956 год
Элина Быстрицкая, оператор Владимир Рапопорт, Петр Глебов и Сергей Герасимов на съемках фильма «Тихий Дон». 1956 год

Скорей всего, это миф. Но совершенно точно известно, что в начале 1980-х Леонид Ильич вдруг пересмотрел "Тихий Дон" Сергея Герасимова и сильно расчувствовался из-за игры Петра Глебова. Он заявил, что этот актер заслуживает звания народного артиста СССР. Министр культуры Петр Демичев пытался осторожно донести до Брежнева, что с момента выхода "Тихого Дона" в 1956 году Глебов не создал ничего сколько-нибудь достойного и серьезного на сцене и на большом экране, так что вручение ему этого звания сейчас будет выглядеть очень странным. Но Брежнев был неумолим. И в 1981 году Петр Глебов неожиданно получил народного СССР вместе с Орденом Ленина - лично от Леонида Ильича. Пожалуй, это было его последним вмешательством в судьбы советского кинематографа и его творцов.