Найти в Дзене
Skysmart. Родителям

У ребёнка истерика и саботаж: как понять, что в дом пришёл детский кризис

Оглавление

Мы много раз слышали понятия «кризис среднего возраста» и «кризис 30 лет», но что насчёт годовалых малышей и шестилеток — им до кризисов рано? Нет, нет и ещё раз нет. Детям тоже свойственно переживать переломные этапы, которые сказываются на их поведении и настроении.

Что такое детский кризис, какой он бывает и как помочь ребёнку справиться с ним? Разбираемся с Анастасией Екушевской, психологом и академическим директором онлайн-школы для детей и подростков Skysmart.

Детский кризис?

Возрастные кризисы — это критические периоды в жизни человека, когда происходит переоценка прошлого опыта, пересмотр жизненных ценностей и приоритетов. Каждый кризис связан с определёнными возрастными этапами, и в каждом из них человек сталкивается с определёнными задачами и трудностями. Детские кризисы — это неотъемлемый этап взросления, в эти периоды ребёнок переосмысляет действительность, знакомится с окружающим миром и начинает лучше осознавать своё «Я».

Чаще всего кризисы разделяются по возрастным группам. Однако стоит помнить, что каждый малыш индивидуален, поэтому его переломный этап может наступить раньше или, наоборот, позже, чем у сверстников. Родители должны отслеживать состояние ребёнка и появление «звоночков».

Разные возрастные кризисы и их проявления

Новорождённый (0–1 год)

Этот кризис наступает, когда ребёнок появляется на свет. Он начинает адаптироваться к жизни вне утробы матери. Главная задача родителей в этот момент — развитие базового доверия к миру.

В этом возрасте малышу свойственно много плакать, так как это единственный для него способ привлечь внимание к себе и своим потребностям, выразить дискомфорт и т. д. Период кризиса не длится долго, к двум месяцам ребёнок адаптируется к среде и у него появляется «комплекс оживления» — это набор эмоционально-положительных реакций на взаимодействие со знакомыми взрослыми. Малыш начинает улыбаться, реагировать на голоса родителей.

Что делать родителю?

  • Целовать и обнимать малыша, тактильно демонстрировать внимание и любовь.
  • Окружить заботой, чтобы ребёнок понял, что миру можно доверять.

Младенческий кризис (1–3 года)

В этом возрасте ребёнок совершает переход от младенчества к раннему детству. Он начинает формировать представление о себе как об отдельной личности. У него просыпается интерес к миру: хочется всё пощупать, на всё посмотреть, попробовать сделать что-то самостоятельно. Главная задача мамы и папы — сформировать автономность и поддержать самостоятельность. Зачастую в этот период малыш может начать чаще капризничать, проявлять новые эмоции, важно это тоже учитывать и бережно относиться к чувствам ребёнка, не подавляя его эмоции.

Что делать родителю?

  • Показывать, что его стремление к самостоятельности — это здорово. Позволяйте малышу пробовать самостоятельно умываться, одеваться и принимать пищу, однако при возникновении трудностей стоит вовлечься в процесс и помочь.
  • Не пытаться подавить эмоции ребёнка: слёзы, агрессия, смех. Он должен в полной мере научиться выражать весь спектр чувств.

Кризис 3 лет

Период, когда ребёнок активно проявляет свою независимость, что может вызывать конфликты с родителями. Этот кризис считается острым и длится около года. Проявиться он может через упрямство, игнорирование просьб родителей или выполнение их с точностью до наоборот, истерики и даже агрессию.

Что делать родителю?

  • Набраться терпения и не переходить на грубость, наказания и авторитарные запреты.
  • Проявлять внимание к интересу ребёнка, поддерживать его увлечения.
  • Говорить с ребёнком о правилах поведения и азах морали, чтобы в его сознании отложились основные жизненные ценности. Демонстрируйте это на своём примере. Используйте в речи «волшебные слова» и объясняйте их значимость.

Кризис 6–7 лет

В этом возрасте ребёнок идёт в школу и становится частью коллектива, в котором начинает искать свою роль и оценивать себя по критериям, влияющим на восприятие его другими людьми. В этот период ребёнок может начать манерничать и кривляться, чтобы привлечь к себе внимание сверстников. Или же наоборот — замкнуться и начать бояться проявлять себя и свои способности. Зачастую это тяжёлый процесс, к которому добавляется адаптация к школе, он требует проявления поддержки со стороны родителей. Они должны помочь ему социализироваться и адаптироваться к новым социальным ролям.

Что делать родителю?

  • Давать больше свободы в принятии решения, поощрять самостоятельность и ответственность. Например, дайте ребёнку какое-нибудь поручение: хотя бы частичный уход за растениями или домашними животными, поход в магазин, помощь с прочими несложными бытовыми делами.
  • На своём примере показывать, что ошибки — это нормально. Они важны для формирования собственного опыта. Рассказывайте, что учиться, узнавать новое, читать — очень интересно и весело.
  • Поддерживать и хвалить ребёнка, отмечать его успехи.

Подростковый кризис (12–20 лет)

Тот самый период, когда «предки ничего не понимают», «я уже взрослый» и «не лезьте в мою жизнь», это время бурного физического, психологического и социального развития. Главная задача взрослых — формирование личной идентичности ребёнка.

-2

Что делать родителю?

  • Не ограничивать право ребёнка самовыражаться и проявлять интерес к его увлечениям.
  • Быть честным и открытым — это пробудит в подростке доверие к взрослым, он поймёт, что может поделиться с вами переживаниями и секретами.
  • Рассуждать вместе с подростком на важные темы.
  • Создать доверительные отношения, чтобы ребёнок знал, что он всегда может обратиться к родителям за поддержкой и помощью.

Детские кризисы прошли. Что дальше?

А дальше череда из последующих возрастных кризисов, через которые проходит человек. Так уж устроена психика — каждый новый этап жизни сопровождается изменениями в нас самих.

Когда человек с самого детства мягко и безболезненно проходит детские кризисы, во взрослом возрасте он умеет рационально и спокойно переживать новые этапы своего развития. Именно поэтому родителям с раннего детства необходимо находиться рядом с ребёнком в непростую минуту, направлять, помогать и поддерживать его.

Причины возрастных кризисов могут быть разными: биологические изменения, социальные ожидания, личные переживания. Каждый человек проходит через эти кризисы по-своему, и не все переживают их одинаково глубоко и ярко. Но понимание и осознание этих этапов может помочь лучше понять себя и свои потребности в разные периоды жизни.