Н.В.Благово
Каждый, кому дорого имя Николая Константиновича Рериха (1874—1947), кто изучал его непревзойдённое и многогранное творчество, старался познакомиться поближе с его биографией, отыскать в ней какие-то истоки тех достижений, которые позволили навечно занести это имя на скрижали истории, непременно узнавал, что среднее образование он получил в гимназии Карла Ивановича Мая (1820—1895).
Оба брата Н.К.Рериха и оба его сына учились «у Мая», как тогда говорили. Таким образом, пять мальчиков, представлявших два поколения одной семьи, получали знания в одной и той же школе.
Константин Фёдорович и Мария Васильевна Рерихи без колебаний отдали предпочтение гимназии К.И.Мая. И это решение было неслучайным. К тому было достаточно причин.
Дело в том, что основанная в 1856 году прогрессивным педагогом-практиком К.И.Маем школа к 1883 г., когда юный Николай Рерих туда поступал, уже имела заслуженную репутацию одного из лучших учебных заведений города, престиж «таинственного острова, отделённого бесконечным океаном от казёнщины», по меткому выражению одного из её выпускников, публициста Дмитрия Владимировича Философова (1872—1940) . Такую оценку эта школа заслужила прежде всего благодаря самому основателю и созданному им коллективу учителей-единомышленников. Их всех объединял девиз «Сперва любить — потом учить», провозглашённый великим чешским педагогом-гуманистом Яном Амосом Коменским (1592—1670) в опубликованном в 1657 г. актуальном и ныне труде «Великая дидактика». Своей задачей школа считала подготовку юношей хорошо образованных, разносторонне развитых, высоконравственных, способных самостоятельно мыслить, т. е. будущих граждан, чей труд будет полезен обществу. В решении этой задачи не менее важным, чем приобретение знаний, считалось воспитание. Последнее основывалось прежде всего на искреннем уважении и доверии педагогов к каждому ученику, стремлении помочь распознать и развить данные тому или иному мальчику природные способности, что в дальнейшем, по их мнению, облегчит им поиск своего места в жизни и позволит плодотворно трудиться в соответствии со своим призванием.
Образовательная система строилась на наглядном методе обучения, это особенно проявлялось на уроках географии и истории. Широко использовались всевозможные экскурсии не только в музеи, но и на производственные предприятия, что помогало юношам в выборе будущей профессии. Среди внеклассных форм работы особой популярностью пользовались школьные спектакли, один из которых ещё в шестидесятые годы XIX века был предварён выходом двух юношей со знамёнами, на которых был изображён майский жук. С той далёкой поры все ученики школы пожизненно гордились корпоративным дружеским прозвищем «майский жук».
В приготовительном классе, где он начал учиться, вместе с ним приступили к занятиям ещё девятнадцать мальчиков. Из далёких смутных воспоминаний этой самой ранней гимназической поры у Николая осталось такое: «В приготовительном классе мы пели:
“Мы птички на веточке —
Сидим, сидим, сидим!
На солнышко в надежде —
Глядим, глядим, глядим!”»