Эта статья является переработкой статьи "Убитые маршрутки Рязани, заключительная часть", с включёнными в неё фрагментами вступления из 1 части.
Цикл статей "Убитые маршрутки Рязани" публиковался на СТВ осенью 2019 года. За эти четыре года удалось узнать многое об истории коммерческого транспорта Рязани. Кроме того, в оригинальных статьях было немало фактических ошибок. Поэтому мы решили переделать оригинальные статьи, включив в них обновлённую информацию.
Замечание: маршруты, закрытые в 2020-2022 годах, в цикл включены не будут. Также не будет рассказа про 30 автобус, т.к. сейчас он возрождён с трассой, схожей с той, которая у него была а 2000-е годы.
Нулевая часть будет вступительной, перечисление маршрутов с их кратким описанием будет, начиная с первой части.
Обычно, когда говорят о истории рязанского транспорта, вспоминают изменения и закрытые маршруты троллейбусов (реже автобусов). И почти никто не вспоминает про коммерческий транспорт: автобусы и маршрутки. Между тем маршрутки уже более чем полвека являются неотъемлемой частью города. А коммерческие автоперевозки существуют в Рязани больше двух десятилетий.
В этой статье мне бы хотелось вспомнить эти закрытые маршруты. Как и когда они ходили? Почему закрылись? Был бы ли в них смысл сейчас? Какая замена им существует? Так как маршрутов закрылось много, эта статья будет в нескольких частях.
Где искать информацию?
Если информацию о маршрутах троллейбуса найти довольно легко (сохранились старые схемы, маршрутные таблички, документация, книга «50 лет рязанскому троллейбусу»), то с маршрутками всё гораздо сложнее.
Для изначальной статьи источниками стали:
— старые фотографии с сайта fotobus.msk.ru, где запечатлены маршрутные указатели
— справочник закрытых маршрутов на wikiroutes.info
— найденная дома карта Рязани с указателем маршрутов непонятно какого времени (куплена в 2012 году, но при этом есть маршруты, которые на тот момент давно не существовали)
— информация от людей, полученная в группе ВКонтакте в 2019 году
— актуальный на 2019 год реестр маршрутов общественного транспорта Рязани, где часть закрытого на тот момент всё ещё присутствовало. Чисто гипотетически, эти маршруты могли возродиться, но в реальности возродили лишь два с половиной маршрута (30, 45 и дважды кратковременно 55). В 2021 году почти все неактивные маршруты были удалены из реестра.
Затем выяснилось, что официальные списки маршрутов коммерческого транспорта, начиная с 2001 года, есть в интернете. Однако чтобы их найти, пришлось проделать серьёзную работу. Список маршрутов ранее 2001 года найти, увы, не удалось.
К сожалению, до сих пор не всё ясно с рязанскими маршрутками. Это не история какой-то одной компании, её писало сотни человек в разное время, и сопоставить всё вместе навряд ли удастся. Так и не было выяснено, что вообще ездило по маршрутам до 2004 года, могло ли быть такое, что на одном маршруте одновременно ездили РАФики и ПАЗики. У ряда маршрутов наверняка существовали и другие их версии.
В 2019 году писалось:
"То, что номера маршрутов заканчивались точно на 99, наверняка не является простым совпадением. Но также я сомневаюсь, что эти номера отдавались под какой-то резерв (кто об этом вообще думал?)."
А вот это действительно оказалось простым совпадением. Просто когда к 2002 году нумерация подошла к 99, ряд маршрутов уже успели закрыться, и тем, что вводились после 2002 года, давали номера от отменённых, а не продолжали нумерацию дальше сотни. Впрочем, и это может оказаться опровергнутым...
Симбиоз с пригородными маршрутами
Опять же будем больше говорить про нумерацию. В Рязани некоторое время существовал и практически городской маршрут с трёхзначным номером. Это был маршрут №176 от Глобуса до Турлатова. В то время в Турлатово ещё ходил вполне городской автобус №5. Однако 176-й назвать городским проблематично, ведь он был на обслуживании Рязанского района, и там действовал пригородный тариф. В 2014 году 176-й прекратил своё существование, а четыре года спустя перестал ходить и 5-й автобус, который заменили районным автобусом №205. По сути, мы вернулись к ситуации до 1999 года, когда в Турлатово ходил пригородный автобус №101.
Однако в 21 веке в Рязанском районе существовал и пригородный автобус… с двухзначным номером! 56 автобус в 2001-2003 годах ходил от Строителя до… Дашков. Но не Песочных, не Военных, а Вторых. Нам удалось найти людей, которые пользовались этим маршрутом, и они отмечали, что маршрутка ездила по городскому тарифу. 56 маршрут был и в городских списках маршрутов. Очень странные дела. Возможно, что кто-то в управлении транспорта, увидев название "Дашки-2", решил, что это там же, где и "Дашки-1". А это - район Рязани.
Сейчас точно по границе города и района ходит 75 маршрутка, тем не менее, ничего не мешает ей пользоваться и жителям Дядькова. Хотя до туда (только подальше, чем 75-я) ездит пригородный автобус №115.
А были ли номера маршруток меньше 30-го?
С начала 2010-х годов нумерация коммерческих маршрутов городского транспорта Рязани стала точно подчиняться правилу: номер є [30;100), номер є N. Однако так было не всегда…
Как-то раз я нашёл вот такую фотографию на сайте Fotobus. «Странно, — подумал я, — 19 маршрут автобуса, табличка из автоколонны, и больше никаких других табличек с маршрутом». Это фотография датируется 2004 годом (одна из самых первых фотографий рязанской маршрутки вообще), и тогда наверняка ещё не было серьёзного контроля за перевозчиками. Тем не менее, реестр уже должен был существовать (часть маршрутов в нём созданы в 2001 году).
К сожалению, долгое время я так и не смог найти ещё фотографий маршруток Рязани с номером меньше 30 (или только с номером дублирующего маршрута МУПов). Однако вскоре один из админов группы скинул список маршрутных такси из справочника 2006 года:
И да! Тут есть четыре коммерческих маршрута с номерами меньше 30: 13, 19 и 26 — с номерами автобусных маршрутов, и 17 — с номером троллейбусного. Сами маршруты в справочнике ничем особо не отличаются от аналогичных муниципальных. Хотя не исключаю того, что в реестре (то есть официально) 19 маршрутка ходила под номером, скажем, 43, просто его не используя. Равно как и остальные маршрутки с номерами меньше 30 из того списка.
Любопытно, что в официальных списках маршруток все эти маршрутки отсутствуют. Но там были другие с номерами меньше 30. Собственно, с маршруток с номером меньше 30 и начнём первую часть цикла статей.
Продолжение следует