Сегодня во Владимире начала работу конференция «Ранний верхний палеолит Европы и сопредельных территорий: взгляд из Сунгиря», приуроченная к 120-летию Отто Николаевича Бадера – археолога, с чьим именем связаны самые яркие открытия каменного века и эпохи бронзы на территории Волго-Окского междуречья и Урала в ХХ веке, создание пермской археологической школы, исследование Сунгирской стоянки и Каповой пещеры (Шульган-Таш).
Биография Отто Николаевича хорошо известна и подробно описана в различных статьях: учеба в МГУ у В.А. Городцова, Д.Н. Анучина и Б.С. Жукова, исследования 30-х годов в Причерноморье и Волго-Окском междуречье, ссылка в трудармию во время войны на Урал, преподавание в Пермском университете и создание пермской археологической школы, исследование Сунгиря, Каповой пещеры. Подробную биографию Отто Николаевича можно прочитать в сборнике «Институт археологии РАН: 100 лет истории», а мы расскажем коротко о самом главном.
Отто Николаевич учился у В.А. Городцова, который обучал студентов навыкам классификации и применению типологического метода для реконструкции древнейшего прошлого. Параллельно Бадер посещал занятия Д.Н. Анучина и Б.С.Жукова по палеоэтнологии на кафедре антропологии МГУ. Эти два направления – типологический подход для определения культур с одной стороны, и использование данных антропологии, геологии и других естественных наук, с другой, легли в основу «метода Бадера».
Уже в студенчестве Отто Николаевич работал в , Музейном фонде Главнауки Наркомпроса, а с 1924 года заведовал археологическим отделом Государственного музея Центрально-Промышленной области в Москве. В 30-е годы он организовал археологические отделы в музеях Подмосковья и Волго-Окского междуречья.
Отто Николаевич обладал огромным опытом полевой работы. Уже в 30-х годах он провел множество пеших археологических разведок в Волго-Окском междуречье. По подсчетам, в 1925 – 1926 годах он прошел 750-километровый маршрут по реке Ветлуге, в 1926 – 350-километровый маршрут по Унже, в 1928 – 120-километровый маршрут по Проне. В 1930-1931 годах прошел по Верхней Волге между Калинином и Кимрами, в 1931 году прошел 600-километровый разведочный маршрут по Вятке и по Каме. По воспоминаниям, он часто завершал раскопки лишь с первым снегом.
Обширные полевые исследования 20-30-х годов позволили собрать и обобщить огромный объем материалов неолитической эпохи и бронзового века на территории от Оки до Средней Волги. Это позволило создать новый подход к периодизации археологических культур, основанный не только на сопоставлении с материалами южных и западных культур, но и на стратиграфическом распределении керамических комплексов. Благодаря этому подходу неолитические поселения Поочья были разделены на балахнинскую и мещерскую локальные группы, а памятники эпохи раннего металла на три последовательные культуры: волосовскую, поздняковскую и культуру «текстильной» керамики. Новый подход позволил выделить балановскую культуру (Среднее Поволжье) как отдельную культуру из общности европейских культур, связанную с Северным Причерноморьем.
Бадер ввел в научный оборот колоссальный объем материалов памятников каменного века. В довоенное время Отто Николаевич обследовал более 600 гротов и навесов, более 100 стоянок и местонахождений эпохи мезолита и неолита в центральных и восточных Яйлах первой гряды Крымских гор, провел раскопки мустьерских стоянок Волчий Грот и Чагарак Коба, мезолитического поселения Буран Кая, исследовал памятник первобытного искусства Каменная могила в Приазовье. В послевоенные годы – исследование мезолита и неолита Прикамья, пещеры Тульган-Таш, и, конечно, Сунгирской стоянки.
С именем Бадера связана организация первых охранных раскопок в зоне строительства каналов, гидростанций и водохранилищ. Именно Отто Николаевич провел первые новостроечные экспедиции перед строительством канала Москва- Волга, в 50-х годах организовал многолетние археологические исследования в зоне затопления Камской ГЭС, провел раскопки перед строительством Воткинской ГЭС. Новостроечные экспедиции – это необходимость провести раскопки на большой площади за короткий срок, это большие коллективы и высокие темпы работы. Все это требовало хороших организаторских способностей, которых у Отто Николаевича было с избытком.
Как и для многих людей ХХ века, его биография разделена на довоенное и послевоенной время. Летом 1941 года Отто Николаевич ушел в ополчение, но в конце года он был отозван и как этнический немец отправлен в трудовую армию в Нижний Тагил. С 1944 по 1946 год он работал в Тагильском краеведческом музее, а в 1946 году начал читать лекции в Пермском университете. Благодаря ему в 1947 году в ПГУ была создана специализация по археологии, проведены Уральские археологические совещания - научные собрания археологов, посвященные археологическому изучению региона, в 1954 году в Пермском университете был открыт Музей археологии Прикамья с музейным хранилищем. Все это послужило созданию пермской археологической школы, которая продолжает традиции своего основателя до сегодняшнего дня.
Материалы многолетних раскопок на Каме и Вятке позволили создать концепцию существования единой турбинской культуры, в рамках которой выделялись два локальными вариантами (усть-чусовская и осинская), и два хронологических этапа в рамках XVII – XII веков до н.э. Отто Николаевич предложил рассматривать сейминско-турбинскую общность как приуральскую группу культур, в рамках которой ассимиляция древними финно-уграми групп ямночно-гребенчатой керамики привела к созданию однородной культурной среды от Оки до Урала. Сейчас многие положения этой концепции претерпели изменения, но изучение сейминско-турбинской проблематики стало самостоятельным научным направлением в исследованиях эпохи бронзы Волго-Уральского региона и Северо-Западной Азии. Материалы, собранные на памятниках палеолита, мезолита и неолита на Урале и в Прикамье, позволили Отто Николаевичу создать периодизации культур мезолита, неолита и бронзового века Прикамья, и выделить уральский мезолит как отдельное региональное явление первобытной истории, во время которого происходит массовое заселение этой территории.
С 1960 по 1974 год Отто Николаевич вел исследования Каповой пещеры (Шульган-Таш) – одного из двух памятников на территории России с относительно хорошо сохранившейся достоверной наскальной живописью палеолитического возраста. Именно Отто Николаевичу принадлежит первое монографическое описание этой пещеры.
С 1956 г. под его руководством начались раскопки Сунгирской верхнепалеолитической стоянки. В 1964 году здесь было найдено погребение взрослого мужчины, в 1969 г. – парное захоронение детей, уложенных голова к голове, над которыми в заполнении могильной ямы был зафиксирован посткраниальный скелет (вероятно, женский). А над мужчиной был погребен череп, который мог принадлежать человеку, чей скелет был обнаружен над парным детским захоронением. И мужская, и детская могилы отличались уникальным для этой эпохи богатством погребального инвентаря. В могилах были найдены тысячи бус из бивня мамонта, которыми были расшиты одежды погребенных, что позволило с высокой долей вероятности её реконструировать. В детском захоронении были найдены бивнёвые дротики, кинжалы, украшения и предметы искусства. Погребения принесли Сунгирю всемирную известность.