Я люблю современную городскую скульптуру, но оказалось, что даже у моих широких взглядов на современное искусство есть границы.
Это, пожалуй, один из самых отталкивающих монументов, которые мне в принципе приходилось видеть. Нет, я конечно встречала и более мерзкие творения, вроде "Памятника ка..шке" в самых разных вариациях, но там всё однозначно: оно и есть оно.
Эту же скульптуру пытаются обрядить в сложные философские идеи и нагрузить высокими смыслами. А тем, кто возмущается установкой сего чуда в городском пространстве, ставят всевозможные диагнозы. Хотя, надо отметить, что и среди несогласных встречаются весьма радикально настроенные типы.
"Индустриальный младенец" появился на берегу Верх-Исетского пруда в ночь на 13 апреля 2023 года. Двухметровая голова изготовлена из переплавленных моторов военной техники и весит больше тонны. Авторы ‒ художницы Людмила Калиниченко и Ксения Ларина. Скульптура создана в рамках фестиваля уличного искусства ЧӦ.
Без сомнения, этот арт-объект оказался самым обсуждаемым за последнее время. Споры о нём не утихают с того самого момента, как сей шедевр всплыл на берегу Верх-Исетского пруда.
Можно сколько угодно дискутировать об ассоциациях, которые вызывает эта спящая голова, но в данном случае лучше прочесть что сами авторы говорят о своем детище.
Я не искусствовед и не художник, поэтому могу себе позволить не углубляться в дебри художественного подсознания и рассуждать исключительно с точки зрения обывателя, для которого на первый план выступает уместность ‒ хорошее такое русское понятие, которое в наше время многие игнорируют.
Ну вот иду я, например, с ребенком возле головы Ильича или П. П. Бажова (которые, кстати, никогда не ассоциировались у меня с расчленёнкой). И тут малыш меня спрашивает: "Мама, а кто это? А зачем? А почему только голова?" Мне просто ответить на эти детские вопросы. Но если моя внучка спросит меня то же самое об этом алюминиевом дитяте, то я впаду в ступор даже если вспомню все смыслы, которые авторы вложили в свой проект.
Я считаю, что городская скульптура не должна быть провокационной. Это всё лучше оставить для музеев и выставок, которые соотносятся с публичным пространством примерно также как статья в научном журнале с публикацией в Дзене.
Я не отношусь к той категории критиков, которые видят в реализации данного проекта проявление сатанизма. Хотя его установка в Чистый Четверг, который в 2023 году совпал с некоторыми буддистскими праздниками уже наталкивает на некоторые ассоциации. Для меня это скорее неудачное воплощение интересной идеи.
Глядя на эту голову, я все время вспоминаю слова преподобного Амвросия Оптинского: "Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного". Здесь при видимой простоте форм простоты как раз и нет.
И я бы точно не хотела видеть эту голову каждый день из своего окна.