После поражения Белого движения в Гражданской войне в России в 1920-х годах многие его лидеры и активные участники вынуждены были эмигрировать за границу. Там они продолжили антисоветскую деятельность, создавая многочисленные белоэмигрантские организации в Европе, Соединенных Штатах Америки, Китае и Японии.
Основной целью этих организаций было свержение коммунистической власти в СССР при поддержке правительств и спецслужб иностранных государств. Для достижения своих целей белоэмигранты шли на террористические акты, диверсии, шпионаж в пользу других стран, распространение антисоветской пропаганды.
В Соединенных Штатах Америки, стране, декларирующей свободу и демократию, в 1920-1930-х годах легально действовало несколько десятков подобных антисоветских организаций белой эмиграции. Среди них можно назвать "Орден Петра Великого", "Общий казачий союз", "Общество бывших судебных деятелей", "Братство русской правды" и многие другие.
Эти организации пользовались широкой поддержкой со стороны американских миллионеров и магнатов, таких как наследники медной империи Маркуса Даля, чье состояние было нажито на разработке месторождений меди в Монтане. Белоэмигранты также находили понимание у отдельных влиятельных государственных деятелей США.
Белоэмигрантские группы активно занимались антисоветской пропагандистской деятельностью, печатая и распространяя агитационные материалы, газеты и листовки. Они готовили террористические акты и диверсии на территории СССР, планировали покушения и убийства советских государственных, политических и общественных деятелей.
Одна из этих организаций, "Братство русской правды", открыто заявляла, что "Служба в рядах Братства может быть рискованной и опасной". Эта же группировка активно собирала денежные средства на вооруженную борьбу и свержение советской власти, а также осуществляла финансовую поддержку белогвардейских лидеров за рубежом.
При этом власти США по большому счету попустительствовали деятельности подобных антисоветских организаций на своей территории, не пресекая их противозаконные действия. Их активность объяснялась в том числе антикоммунистической риторикой и настроениями в американском обществе в то время.
Аналогичные белоэмигрантские группы, проповедующие насильственное свержение советского строя, действовали также в других странах - Франции, Германии, Китае, Японии. Их деятельность финансировалась представителями крупного бизнеса этих стран, которые видели в Советском Союзе идеологическую угрозу своим политическим и экономическим интересам.
Например, президент нефтяной компании Royal Dutch Shell сэр Генри Детердинг неоднократно использовал значительные средства своей фирмы для тайной финансовой поддержки антисоветских сил, в том числе белогвардейского движения. Детердинг также лично встречался с Гитлером и выделял крупные суммы нацистской партии Германии, выступая за союз с Гитлером в борьбе против СССР.
Особенно тесные связи и взаимодействие белоэмигрантские организации поддерживали с фашистскими и военно-диктаторскими режимами Германии и Японии, а также с реакционными кругами других стран. Белогвардейские лидеры открыто призывали руководство этих государств к военному вторжению в СССР и насильственному свержению советской власти.
При этом они обещали предоставить иностранным государствам широкий доступ к природным и экономическим ресурсам России в случае прихода к власти своих сил. Например, бывший российский промышленник и миллионер Владимир Рябушинский в одном из своих выступлений публично заявлял:
Вторжение в Россию - самый привлекательный бизнес, который я знаю. Инвестировав 1 миллиард рублей в войну с Россией, мы можем получить прибыль не менее 5 миллиардов.
В свою очередь, один из лидеров японского фашизма Окада Мукио в своей речи открыто отмечал, что в случае войны против СССР "белогвардейцы позаботятся о ее идейном и моральном обосновании для нас". Таким образом, белоэмигранты были готовы оправдывать и обосновывать агрессивные действия других государств против Советского Союза.
Кроме того, белоэмигрантские организации организовывали и проводили террористические акты на территории европейских стран, чтобы дестабилизировать там обстановку и спровоцировать международный конфликт с участием СССР.
В частности, по имеющимся данным, они стояли за подготовкой и осуществлением покушения на президента Франции Поля Думера, убитого белоэмигрантом Павлом Горгуловым в 1932 году. Горгулов на допросах после ареста признался, что действовал по заданию одной из белогвардейских террористических группировок. Это убийство должно было накалить обстановку в Европе и спровоцировать Францию на конфликт с СССР.
Любопытно, что антисоветскую деятельность белоэмигрантских организаций за рубежом в 1920-30-е годы поддерживали также некоторые лидеры социалистических и социал-демократических партий в Европе и США.
Например, Норман Томас, многолетний лидер Социалистической партии США, а также его соратник по партии Морис Хиллквит приветствовали приход к власти фашистов в Германии в 1933 году во главе с Гитлером, который был заклятым врагом немецкого и международного рабочего движения. При этом они обвиняли СССР в распространении коммунизма и угрозе демократии в Европе.
Таким образом, в 1920-1930-е годы сложился широкий международный альянс политических сил, враждебно настроенных по отношению к Советскому Союзу и стремившихся свергнуть социалистический строй в СССР.
В него входили белоэмигрантские организации, представители крупного бизнеса и промышленности, профашистские режимы Германии, Италии и Японии, а также отдельные деятели социал-демократического движения. Эти реакционные силы не гнушались никакими средствами и методами в борьбе против Советской России как первого в мире социалистического государства, вплоть до террора, диверсий и насильственного свержения власти.
Изучение этого исторического опыта по-прежнему актуально и сегодня, чтобы понимать, какие методы могут применяться в борьбе против неугодных политических режимов со стороны радикальных эмигрантских и экстремистских группировок при поддержке внешних сил. Эта угроза не исчезла и в 21 веке, о чем свидетельствуют события последних десятилетий в разных регионах мира.