Найти тему

Нужно ли подсаживать детей на гаджеты, и как правильно это делать?

Некоторые родители настолько боятся приучать детей к мультикам, что стараются как можно дольше не знакомить с ними своих детей (желательно до совершеннолетия), вторые, наоборот используют мультики как спасение, чтобы отдохнуть от своего чада, и немного выделить времени на себя.
Сразу уточню, что имеется в виду не конкретно мультики, а любые взаимодействия с экраном, просмотр мультфильмом, или иных видео, игры на планшете, или в телефоне и т.д.

Насколько безвредны мультфильмы, или игры на телефоне? Многие родители не обращают внимания сколько времени их чадо проводит в телефоне (планшете)?

ВОЗ не рекомендует детям до 2-х лет давать планшеты, телефоны или иные гаджеты, а детям от 2 до 5 можно проводить за экраном не более часа в день (но чем меньше времени ребенок проводит за экраном, тем лучше).
Роспотребнадзор не рекомендует детям до 3 лет смотреть телевизор, или использовать просмотры мультиков в планшетах (или иных гаджетов), а так же игр, и других взаимодействий с гаджетами. С 3 - 7 лет можно давать телефоны (планшеты) но не больше 30 минут в день. А с 7 - 10 лет не более 50 минут взаимодействия с экраном (телевизор, планшет и т.д.)

А почему же так строги ВОВ и Роспотребнадзор? Что будет если не соблюдать их рекомендации?

На самом деле эти рекомендации не для того чтобы усложнять родителям жизнь, а потому что есть действительно немало исследований, на основании чего и созданы рекомендации.

Что же говорят эксперты, к чему может привести неконтролируемое время за экраном у ребенка?

1. Гиподинамия - ребенок, который много сидит перед экраном мало двигается, и не развивает свою крупную моторику, и привыкает к пассивному образу жизни, а это приводит к ожирению, и ряду иных заболеваний.

2. Проблемы в развитии. Дети до 3-х лет стремительно развиваются, так как все время осваивают новые навыки и умения. Для них важно общение со своими родными, слышать человеческую речь, смотреть по сторонам, получать представление о свойствах предметов, и об окружающем мире.
Сидя перед экраном дети всего этого лишаются.

3. Научные исследования с 1999 - 2011 год показали, что дети до 2-х лет не понимают что происходит на экране, они просто "зависают" смотря на разноцветную мигающую картинку, но все знания об окружающем мире дети получают только взаимодействуя с ним.

4. Проблемы со сном.
Некоторые родители ставят мультики детям чтобы они успокоились, или чтобы ребенок заснул. Иногда это срабатывает, но чаще всего это приводит к беспокойству во сне, проблемам с засыпанием, и к перевозбуждению.

5 Проблемы с поведением
Частенько родители ставят детям мультики, или игры чтобы отдохнуть, или сделать что-то по дому, потому что родители не в состоянии целый день всячески развлекать и занимать ребенка.
Но! Если ребенок постоянно или общается со взрослыми, или смотрит мультики, он не может научится самостоятельно себя развлекать, и самостоятельно играть. Это очень важный навык, который не только дает родителям свободное время, но и является важнейшей ролью в жизни ребенка
И при этом, частые и длительные просмотры мультиков или игр не дают ребенку возможности научится самоуспокоению и саморегуляции, такие дети сложнее переключают внимание с одного на другое, и не умеют находить выход из проблемной ситуации, а так же не в состоянии решать бытовые задачи.

6. Проблемы со зрением
Было проведено немало исследований в разных странах, которые показали, что у жителей нашей планеты существенно и быстрыми темпами снижается зрение, и причина не только в том, что люди стали смотреть телевизоры, компьютеры и иные гаджеты, причем с нарушением расстояния между экраном и глазами, которое рекомендовано, но и в том, что люди стали меньше двигаться, и больше времени проводить в помещении.
К тому же, чем больше времени ребенок проводит смотря в маленький экран, тем быстрее его глаза привыкают к концентрации только на тех изображениях, которые у них перед носом, а это часто приводит к близорукости
Так стоит ли использовать телефон или планшет чтобы занять ребенка? И как правильно организовать время которое ребенок проводит перед экраном?
Если ребенок часто много времени проводит перед телевизором, планшетом, телефоном и т.п. то это приводит к нарушениям в развитии как физического, так и психофизического и эмоционального развития ребенка, и это доказано научными исследованиями.

Но это вовсе не означает, что нужно с сегодняшнего дня и навсегда выкинуть из дома все гаджеты, и не пользоваться ими, или запретить ребенку их использовать, главное правильно организовать процесс.

Итак, как же правильно использовать экранное время для ребенка?
1. Контролируйте экранное время.
Ничего страшного, если ваш ребенок в крайнем случае просидит не 30 минут, а час (к примеру, если вы в поликлинике, где очередь, и вам нужно чтобы ребенок спокойно посидел), главное следить чтобы все же это было редкостью, и только действительно при необходимости, в остальном все же ограничивайте просмотр экранов 30 минут в день (и просмотр телевизора тоже входит в это время).

2. Ребенок должен заранее знать когда он может смотреть мультики, или играть в игры, чтобы потом не было споров, и отбирания гаджетов со скандалом. Но при этом не забывайте, если у ребенка установлено время, к примеру за 30 минут до обеда, то не стоит это время чем-то занимать. Особенно это касается детей постарше, кто уже понимает что и зачем идет. так вам будет проще контролировать сколько времени ребенок проводит перед экраном, а ребенку будет понятно когда он сможет играть в гаджет, и когда заканчивается время. При необходимости вы можете увеличить время, но не часто, чтобы потом не сокращать его, провоцируя ребенка на скандал.

3. Контролируйте что смотришь ваш ребенок, и в какие игры играет.
Естественно многие как раз и надеялись занять ребенка гаджетом, чтобы потратить время на домашние дела, или на себя, но если есть возможность, то проведите эти 30 минут с ребенком, во-первых это сближает, во-вторых вы контролируете контент, в третьих, используйте мультики как обучение, задавайте вопросы, кто правильно поступил, чтобы ребенок научился рассуждать, и понимать смысл мультфильма, даже если ваш ребенок совсем маленький, можно ему говорить "видишь как правильно сделал..., а это неправильно поступил, потому что нужно...). Детям постарше можно еще и на внимательность задавать вопросы, к примеру, а во что был одет герой мультфильма, или что он держал в руке, при этом можно поспорить с ребенком, на что-то, а потом вместе посмотреть еще раз момент мультфильма, где ответ на ваш вопрос, и узнать кто же выиграл (старайтесь чтобы ребенок чаще выигрывал, и вопросы были не сложные, но иногда ребенок должен и проигрывать, и учите что это нормально проигрывать).
Просматривая мультфильмы с ребенком, и осуждая их, вы учите ребенка рассуждать, и внимательности, а просто не бездумно смотреть в экран

4. Внимательно контролируйте и отбирайте то, что смотрит ваш ребенок, и во что играет. Можно поставить и ограничение, но это не гарантия того, что ребенок не увидит что-то, что вы не хотели бы увидеть. К тому же, есть мультфильмы и игры созданные для развития ребенка, а есть те, что пользы не несут, и детям они иногда больше нравятся, так как там не обязательно думать и размышлять.
К тому же, учитывайте что и игры и мультфильмы все же рассчитаны на разные возраста, и нужно подбирать ребенку контент в соответствии с его возрастом.
Лучше всего выбирать мультфильмы, которые взаимодействуют с ребенком (к примеру Даша-следопыт, и в пользу мультфильмов, которые оказывают позитивное взаимодействие между героями.
Так же лучше чтобы ребенок смотрел более спокойные мультики, без погони, перестрелок и т.д., особенно если он легковозбудимый, так как подобные мультфильмы вызывают очень много эмоций, и могут провоцировать агрессию.

5. Есть потрясающая фраза - "не пытайтесь воспитывать детей, они все равно будут похожи на вас"... Дети не всегда воспринимают что вы им говорите, но всегда копируют ваше поведение. К примеру, если вы обещаете ребенку что-то сделать, но у вас не находится время выполнить обещание, то и ребенок будет поступать так же. Естественно что не всегда получается выполнить то, что запланировано, и не всегда это зависит от человека, но одно дело, если из 10 обещаний, у вас по независящим от вас причинами не получилось выполнить 1-2, и совсем другое если 9-10. И если вы обещаете ребенку, что отложите свои гаджеты и поиграете с ним, то старайтесь выполнить свое обещание, тогда и ребенок будет откладывать гаджеты, когда вы ему скажете.
И помните, чем больше вы проводите время с ребенком, тем больше ребенок будет проводить с вами время, когда подрастет, и если маленький ребенок привык, что вы принимаете его таким какой он есть, не высмеиваете его, и поддерживаете, и выслушиваете его "обиды", а так же подсказываете несколько вариантов решений (именно несколько, чтобы ребенок мог сам сделать выбор, а не ждал что вы решите за него), то и подростком ребенок будет с вами близок, и подростковый кризис пройдет незаметнее.
И старайтесь чтобы ребенок видел вас не только за экранами телевизором, и гаджетов, тогда и его вы будете видеть не только за экраном.

6. Отмените «фоновый режим»
Не включайте фоном телевизор, или ноутбук (музыка (желательно без слов) исключение). Не кормите ребенка перед включенным экраном, или не отвлекайте его когда приучаете к горшку телефоном.
Дети, которые привыкли что в комнате все время работает телевизор, сложнее сконцентрировать внимание на играх, их тянет бездумно смотреть в экран, не осознавая что они делают. При этом ребенку совершенно не важно что идет на экране, новости, фильм, или что-то иное, ему интересна цветная картинка, которая постоянно меняется, но она не развивает вашего малыша.

7. Контролируйте просмотр. Иногда родители видят что после определенных мультфильмов у ребенка идет агрессия, при этом может быть вариант что соседский ребенок (или второй ребенок в вашей семье) в этом возрасте спокойно смотрит (смотрел) это же мультфильм, и все у них нормально. Тут важно помнить, что все дети разные, и один ребенок может спокойно смотреть даже фильмы ужасов, а второй будет потом всю жизнь бояться темноты. Так что если после просмотра определенного мультфильма, или игры у ребенка "взрываются" эмоции, или идут негативные последствия, без сожаления убирайте этот контент. И не поддавайтесь на манипуляции ребенка, что он не будет себя так вести после мультика, во-первых ребенок поймет что вас можно "прогнуть", а во-вторых, если на мультик началась реакция, то она однозначно повторится, и от ребенка это не зависит, так зачем провоцировать негативные эмоции?

Что же не стоит делать при просмотре мультиков?
1. Кормить ребенка. Хотя многим это кажется прекрасным выходом, но все даже не стоит так делать, так как это формирует плохую привычку, у ребенка в будущем при просмотре фильма, игры и т.д. возникает желание покушать, так как организм к такому привык, а при взрослении время перед экраном увеличивается, и я думаю не нужно объяснять к чему это может привести?
К тому же, дети не чувствуют вкуса еды, не могут оценить насытились они или нет, нравится им то, что они едят или нет, и в будущем им будет сложно прислушиваться к своему организму, а ведь ребенок тоже должен этому научится.

2. Не заменяйте мультиками общение с ребенком.
Находите время поговорить с вашим ребенком, даже если ребенок смотрит интерактивный мультик, и взаимодействует с экранным героем, это не заменить настоящего общения с родителями, и ребенок не научится строить навыки социального общения (так же нужно чтобы ребенок общался не только с родителями, но и с другими взрослыми, и с детьми разного возраста). И общаясь с родителями, ребенок учится осознавать что он любимый и нужный, и что вас он тоже любит, и вы тоже ему нужны.

3. Не отвлекайте ребенка мультиками от переживаний. Это плохой способ успокоения, лучше обнимите малыша, и успокойте если он расстроен, а более старшего ребенка научите проговаривать свои эмоции (и не стесняться их, не забывая, что мальчики тоже имеют право плакать, и это нормально), научите ребенка проживать и контролировать свои эмоции.

4. Не заменяйте мультиками свободную игру ребенка.
Во время пандемии многим родителям пришлось работать дома, и проще было дать ребенку ноут, или телефон, и заняться домашними делами, или работой, но это плохая идея. Ребенок должен уметь самостоятельно себя занимать, и понимать границы, что сейчас родитель работает,и к нему нельзя подходить. Лучше заранее договорится родителям, что пока работает один, второй отвечает за ребенка, и естественно что ОБА родителя должны уметь контролировать и развлекать своего малыша. Ребенок трех лет, уже вполне в состоянии понять что нельзя шуметь, и что если родитель работает, нужно подойти ко второму, а так же в состоянии немного занять себя игрой. Но это только в том случае, если родители занимаются воспитанием своего ребенка. Детей помладше, и поэмоциональнее можно вместо экрана просто отвести на прогулку, тогда и в доме будет тишина, и ребенок погуляет, что полезно для здоровья. К тому же, не всегда обязательно выводить на улицу, иногда родители нескольких детей могут объединится, и по очереди занимать детей (естественно соблюдая все требования безопасности, в том числе и рекомендованные врачами).

5. Но при этом все понимают что бывают экстренные меры, когда просто необходимо, чтобы ребенок посидел спокойно, и тут экран приходит на выручку, так что в экстренной ситуации ничего страшного, если ребенок сидит перед экраном дольше обычного, но если экстренные ситуации действительно экстренные, а не каждодневыне.


Вывод - В современном мире нельзя воспитывать ребенка отрывая его от мультфильмов, игр, и других развлекательных контентов, но это и не нужно, так как запретный плод всегда сладок. После 2 лет начинайте понемногу вводить мультфильмы, но ориентируйтесь на возраст и особенности ребенка, но старайтесь ограничивать время, и контролируйте что смотрит ваш малыш.
Не заменяйте живое общение мультфильмами, даже самый лучший образовательный мультфильм не даст полноценных знаний ребенку, он намного больше узнает ковыряясь палкой в луже, и узнавая реальный мир на основе своих ощущений, тактильными контактами, и т.д. и это не стоит забывать.

Старайтесь показывать ребенку реальный мир, отрываясь от гаджетов, ведь вокруг так много интересного, и даже для вас, главное захотеть это увидеть, и показать это вашему ребенку. И как бы вы не уставали, находите время на вашего малыша, а не всовывайте ему гаджеты.

Мира, добра и счастья вашей семье.