Найти тему

Выбор автоцистерны для перевозки нефтепродуктов: что нужно знать предпринимателям

Оглавление

Цистерны для перевозки нефтепродуктов имеют разное устройство, поскольку предназначаются для различных веществ и условий перевозки. Требования к автотранспортным средствам содержатся в ДОПОГ и российских правилах и законах.

ДОПОГ — договор о безопасности перевозок опасных грузов по дорогам стран Европы и бывшего СССР. При международной перевозке помимо ДОПОГ необходимо выполнять местные правила.

Бензин, дизельное топливо, мазут, гудрон и другие нефтепродукты считаются опасным грузом при перевозке в автоцистерне. Чтобы организовать транспортировку без нарушений, необходимо знать устройство и разновидности емкостей.

Устройство автомобильных цистерн

Цистерна — емкость или бочка, в которую заливают или засыпают груз. Иногда цистерной называют транспортное средство, оборудованное бочкой. В соответствии со стандартами России автоцистерны для транспортировки легких нефтепродуктов окрашиваются оранжевым цветом и поверх наносится крупная надпись: «Огнеопасно».

На корпусе цистерны располагаются следующие элементы:

  • горловины с люками;
  • лестницы и мостики для персонала;
  • приборы.

Горловины используются для заполнения и чтобы человек имел возможность увидеть содержимое бочки в целях контроля. Наполнение бочки производят с нижней части емкости. Благодаря такому способу получается избежать вспенивания и выделения взрывоопасных паров.

Корпуса бочек делаются из стали или алюминиевых сплавов. Внутри цистерны обычно располагаются сплошные перегородки, которые разделяют внутреннюю часть на независимые отсеки. Чтобы жидкость не плескалась при транспортировке, устанавливаются неполные перегородки, которые выполняют функцию волнорезов. Прочность корпусу придают ребра жесткости и накладки в местах крепления колес.

Некоторые цистерны оснащаются теплоизоляцией в виде двухслойного корпуса. Такая технология используется на цистернах с подогревом, которые применяются для перевозки вязких нефтепродуктов: мазута, битума, гудрона. Подогрев осуществляется с помощью выхлопных газов или пара от автономной установки.

Для возможности снизу заполнять и сливать цистерну к каждой секции подводится трубопровод. Чтобы обеспечить максимальную герметичность, на выпуске из трубы располагаются 2 независимых запорных устройства. Даже такой способ не гарантирует полную изоляцию, поэтому в цистернах с двумя затворами не получится перевозить легкое топливо. Такие емкости предназначаются только для битума и других, менее опасных жидкостей.

В цистернах для перевозки легких нефтепродуктов выход перекрывается донным клапаном, который выполняет функции третьего затвора и управляется отдельно. Такое устройство не дает топливу сливаться при повреждении сливных патрубков, которое случается при ударе сзади.

Чтобы давление паров топлива не нарушило герметичность бочки, на корпусе располагаются специальные клапаны. При нагреве и излишней качке при перевозке образуется избыточное давление, а при охлаждении и сливе появляется разрежение. При разрежении давление опускается ниже атмосферного. Чтобы устранить лишнее и недостаточное давление, устанавливается клапан, работающий в обе стороны. Такой клапан называется дыхательным устройством.

Подобная конструкция не является совершенной. При наклоне или опрокидывании цистерны с топливом нефтепродукт вытекает именно через дыхательные устройства, что зачастую приводит к пожарам и взрывам. Для устранения недостатка устанавливается дополнительная защита, которая пропускает только пары по принципу работы воздухоотводчика в радиаторе отопления. Чтобы жидкость не загорелась внутри емкости, устанавливаются огневые предохранители.

Какие бывают цистерны для перевозки нефтепродуктов

Чтобы отличать автоцистерны разного назначения, введена кодировка, состоящая из четырех цифр и букв:

1) для жидкостей: буква L; для сыпучих: буква S;

2) расчетное давление: минимальное — G либо заданное цифрой в барах;

3) расположение отверстий и количество затворов: буквы от A до D;

4) наличие дыхательных и предохранительных устройств:

  • V — дыхательное устройство есть, защиты от распространения пламени при опрокидывании нет;
  • F — есть и дыхательное устройство, и защитное;
  • N — емкость вообще не герметична, типа бака;
  • H — герметично закрытая.

Термин «минимальное расчетное давление» означает:

  • наполняемые самотеком, должны выдерживать в 2 раза большее давление, чем при заполнении водой;
  • наполняемые под давлением, должны выдерживать в 1,3 раза большее давление, чем при заполнении.

Отверстия для наполнения, слива и очистки кодируются буквами:

  • A — заливное и сливное отверстия снизу, оснащены двумя затворами;
  • B — заливное и сливное отверстия снизу, оснащены тремя затворами;
  • C — загрузочные отверстия сверху, прочистные снизу;
  • D — загрузочные отверстия сверху, ниже уровня жидкости нет отверстий.

При перевозке топлива чаще всего используются цистерны LGBF. Конкретный тип бочки под каждый нефтепродукт выбирается по таблицам в приложениях к ДОПОГ.

Емкости для нефтепродуктов делятся на бензовозы и битумовозы:

  • в бензовозе перевозят бензин и дизельное топливо;
  • в битумовозах перевозят битум, мазут и гудрон.

Транспортные средства для перевозки нефтепродуктов в цистернах

В ДОПОГ классификация цистерн указана в сводной резолюции о конструкции транспортных средств. Конструкция выполняется либо как единое целое с грузовым автомобилем (категория N), либо как прицеп или полуприцеп (категория O).

Грузовой прицеп отличается от полуприцепа тем, что способен сам стоять на своих колесах. Полуприцеп одной стороной опирается на крепление на тягаче, нависая над его рамой и задними колесами. Когда полуприцеп отцепляют, в передней части выдвигают опоры.

В зависимости от разрешенной максимальной массы транспортного средства устанавливаются подкатегории:

  • N категории 1 — до 3,5 т;
  • N категории 2 — до 12 т;
  • N категории 3 — свыше 12 т;
  • категории O2 — прицепы от 750 кг до 3,5 т;
  • категории O3 — не более 10 т;
  • категории O4 — свыше 10 т.

Цистерны устанавливаются на раме грузовика или прицепа. У полуприцепов чаще встречается безрамное исполнение: тележка с колесами крепится непосредственно к емкости. Такое устройство позволяет опустить центр тяжести и придает устойчивости автомобилю, облегчает и удешевляет конструкцию.

Для заправки техники вдали от АЗС применяются заправочные бочки, а для перевозки — транспортные. Разница заключается в навесном оборудовании для раздачи топлива.

Нефтепродукты, признанные опасным грузом в соответствии с ДОПОГ, перевозятся специализированными грузовыми автомобилями категории FL или AT. Транспортные средства и прицепы дооборудуются, чтобы снизить риски столкновения, возгорания, образования искр, повреждения при ДТП:

  • модернизируются тормоза, электропроводка, выхлопная система;
  • устанавливаются дополнительные выключатели, металлические перегородки, заземляющие устройства.

В сравнении с категорией FL, к автомобилям AT не предъявляются требования:

  • установка аккумулятора в отдельном вентилируемом отсеке или подкапотном пространстве;
  • наличие главного выключателя;
  • заземляющее устройство;
  • расположение топливных баков и выхлопных труб;
  • автоматика отключения топливных обогревателей при остановке двигателя и запуске сливного насоса.

ADRIATA перевозит нефтепродукты и другие опасные грузы автоцистернами с 2014 года. Чтобы заказать перевозку топлива или получить консультацию, звоните: 8 (800) 775–85–62, пишите в чат на сайте: Adriata.ru

Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал. Впереди много полезной информации!