Найти тему

Бойся злобы: чем христиане должны отличаться

Позаимствовано с Яндекс картинки
Позаимствовано с Яндекс картинки

Мы находимся в очень враждебной окружающей среде, где в людях часто встречаются агрессия и подозрительность. Любое случайное столкновение может привести к конфликту и даже физической расправе. Недавно я наблюдал, как два водителя, после того, как они чуть не столкнулись на узкой дороге, начали обмениваться оскорблениями, после чего вступили в драку. К счастью, другие люди вмешались и разняли их. Даже пожилые люди в метро могут внезапно начать кричать и спорить из-за мелочей! Статистика показывает, что у нас самая высокая смертность среди подростков в драках с применением холодного оружия! Разве это не повод задуматься?

Когда у нас возникает волна агрессии, мы виним в этом врага, а потом начинаем ненавидеть. Однако хотелось бы рассмотреть эту проблему с другой стороны: как это воздействует на нас, христиан? Мирские страсти (преимущественно они бывают весьма негативными) часто приобретают религиозный оттенок. Мелкое и злонамеренное подавление других превращается в заботу о духовном благополучии ближних. Забвение своих обязательств перед близкими становится подвижничеством, вдохновленное древними святыми.

Надменность и высокомерие превращаются в стойкое утверждение истины. Постоянные конфликты и неспособность к компромиссам становятся знаками неустойчивости. Собственную злобу мы оправдываем рвением к истине. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал:

Злобы, как огня, бойся; ни из-за какого благовидного предлога, тем более из-за чего-либо тебе неприятного, не допускай до сердца: злоба всегда злоба, всегда исчадие диавольское. Злоба приходит иногда в сердце под предлогом ревности о славе Божией или о благе ближних; не верь и ревности своей в этом случае: она ложь или ревность не по разуму; поревнуй о том, чтобы в тебе не было злобы.

Злоба окружает нас в изобилии по различным поводам: демократы проявляют ненависть к демократам, патриоты – к своим согражданам, государственники – к госслужащим и так далее. Можно ли православных христиан избавить от этой ярости, которая охватывает все слои общества? Все ли понимают, что нам нужно освободиться от этой злобы?

Позаимствовано с Яндекс картинки
Позаимствовано с Яндекс картинки

К сожалению, мирская злоба часто использует религиозные символы, что является любимой темой для атеистов, которые приводят это в пример как "зло религии". Это не «зло религии», а скорее зло, которое нашло свое происхождение в нерелигиозных мотивах и было одобрено религиозными аргументами. Однако, хотя это не является ошибкой самой религии, это, безусловно, является виной религиозных людей.

Религиозный человек, в том числе и православный, отличается от нерелигиозного только тем, что находит более "священные" мотивы для своей ненависти. Некоторые ненавидят своих ближних по каким-то, на их взгляд, веским и справедливым причинам. Религиозный человек делает эти причины еще и святыми. Многие готовы идти на крайние меры и проявлять агрессию, а некоторые делают это с религиозным оправданием. Фраза "за козла ответишь!" заменяется на фразу "за святыни ответишь!"

Защищать святыни — это важно? Да, конечно. В развитом обществе должны функционировать правоохранительные органы, которые должны уладить инциденты, и судебная система, чтобы вынести справедливое наказание нарушителям. Очень важно не позволять внутреннему гневу и ревности вылезать наружу под предлогом защиты святынь. Апостол Иаков утверждал:

Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину (Иак 3:13,14).

Можно быть чрезмерно ревностным в религии и все равно оказаться в аду. Есть вероятность, что уже во время земной жизни человек будет испытывать адские муки и нести с собой бремя злобы, которое время от времени будет выливать на окружающих, хотя он сам этого и не осознает. Ужас смерти заключается в том, что человек закрепляет это состояние навсегда. Поэтому молитва «прежде смерти дай мне покаяние» так важна.

Однако для того, чтобы обрести покаяние и спасение, необходимо осознать, что в вас не истинная ревность, а скорее маскированная мирская злоба. Так что задумайтесь, как избежать адских мук и выбраться из котла страданий, прежде чем смерть закроет крышку гроба.

Автор: ХУДИЕВ Сергей