Министерство культуры Нижегородской области объявило для создателей национальных фильмов и других аудиовизуальных произведений конкурс на получение субсидий. Это один из инструментов привлечения внимания к региону при помощи компаний, который могут на профессиональной основе производить такие фильмы.
Министерство действует в строгом соответствии с российским законодательством, в частности, с федеральным законом от 22 августа 1996 года за номером 128-ФЗ (последняя редакция от 3 апреля текущего года). В статье 4 уточняется, какой фильм можно считать национальным.
Так, продюсер фильма должен быть гражданином Российской Федерации или юридическим лицом, зарегистрированным на территории РФ, большинство авторов фильма должны быть также гражданами РФ, состав съемочной группы не более чем на 30 процентов состоит из лиц, не имеющих гражданства РФ. Также фильм снимается на русском языке или на других языках народов РФ, за исключением случаев, когда использование иностранного языка является неотъемлемой частью художественного замысла.
Есть в этом законе и положение, касающееся финансирования национальных фильмов – иностранные инвестиции в него не должны превышать 50 процентов сметной стоимости.
Какие задачи может решить министерство культуры Нижегородской области с помощью этого инструмента?
В первую очередь, это популяризация Нижегородской области и тех объектов национального и регионального уровня, которые здесь расположены. Для съемок должны выбираться узнаваемые объекты, способные вызвать интерес как у внутренней, так и внешней аудитории – а именно на последнюю в основном и направлена эта инициатива. Появление таких фильмов должно способствовать увеличению туристического потока.
Что касается финансовой стороны вопроса, то повышение узнаваемости нашего региона с помощью национальных фильмов должно повысить объем вложений в его культурные объекты, в историческое наследие.
Между различными регионами России сегодня идет достаточно жесткая конкурентная борьба – за инвестиции, за ресурсы, в том числе кадровые. И Нижегородская область не должна отставать от других регионов в этом соревновании.
Отмечу, что сроки конкурса очень сжатые: начало подачи заявочной документации – 15 сентября, а окончание – уже 16 октября. Становится ясно, что авторы инициативы рассчитывают на организации, которые действительно могут реализовать такие проекты. Вряд ли стоит ожидать, что в числе победителей конкурса окажутся случайные субъекты. Претендовать на финансирование могут только структуры, способные предложить и интересные идеи воплотить их в короткие сроки.
В любом случае, мера это достаточно полезная, хотя сумма на эти цели заложена не бог весть какая – 20 миллионов рублей. Нижегородская область может позволить себе потратить такие средства на укрепление своего имиджа. Полагаю, эти средства окупятся за счет упоминания региона на федеральном уровне, в том числе и на ведущих телеканалах.
Александр Егоров, политолог