Согласно пункту первому статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенное или созданное на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта. Либо это строение построено без получения на это необходимых согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
На вчерашнем заседании комиссии думы Нижнего Новгорода по экологии было принято решение провести до конца текущего года снос двухсот нелегальных самостроев. Логика в этом есть. Подобные постройки не облагораживают облик города, а их хозяева не имеют законных оснований для владения этими объектами.
Опыт ликвидации таких самовольных построек есть. В лидерах здесь идет Нижегородский район, где только с начала этого года их снесено 49, в то время, как в Московском районе всего две. Не думаю, что подобных сооружений в Московском районе мало, скорее, там администрация просто не бралась всерьез за дело.
Эта тема затрагивает интересы очень многих людей, в первую очередь простых горожан, которые в свое время выстроили сарай или гараж, не имея необходимых разрешений. Большинство таких построек имеет достаточно солидный возраст, не один десяток лет. Возводились они еще в двадцатом столетии, возможно, перешли нынешним владельцам «по наследству», от их бабушек и дедушек. И они привыкли рассматривать эти постройки как свои просто в силу давности владения. Потому всякие «покушения» на снос они воспринимают крайне негативно.
Разумеется, проблема эта характерна не только для Нижнего Новгорода. Например, совсем недавно эта тема рассматривалась в Дзержинске, где на улице Марковникова собираются снести несколько сараев. Есть проблемы и в других регионах. Скажем, в Петрозаводске жители пытались спасти такие постройки, выстраиваясь «живой цепью».
Решение подобных вопросов возможно через изменение статуса построек, чтобы они считались законными. Однако это сопряжено с необходимостью собрать большое количество документов, в то время как юридическая грамотность нашего населения оставляет желать лучшего.
Поэтому впечатление от борьбы с самовольными постройками – двойственное. Она идет по утвержденному в свое время плану и, судя по всему, будет реализована. Протесты и обращения в юридические службы вряд ли что-то изменят.
Хорошо бы, чтобы представители администраций и депутаты учитывали интересы граждан, выходили на конкретные площадки, искали точки соприкосновения. Чтобы население, по крайней мере, понимало, что власть не стремится просто разрушить созданное трудами, возможно, нескольких поколений, а действует на благо большинства жителей города.
Есть основания подумать и об изменении федерального законодательства, поскольку в рамках нынешней юридической базы гражданам довольно сложно отстоять свои права на самовольные постройки.
Александр Егоров, политолог