Тема расширения технологических возможностей современного общества тесно переплетается с проблемами экологического дискурса. С момента начала всемирной индустриализации и вплоть до наших дней товары и услуги становились все более доступными, а ассортимент — более богатым и разнообразным. Подобная на первый взгляд позитивная тенденция постепенно стала обрастать социальными и, как следствие, экологическими осложнениями.
ФЕНОМЕН ПОТРЕБИТЕЛЬСТВА
Под социальными осложнениями в первую очередь подразумевается феномен потребительства, который стал неотъемлемой частью современной культуры. Однако на почве чего он возник? Здесь сыграли роль два ключевых фактора: с одной стороны — бешеная скорость технологического развития, а с другой — естественная для человеческой натуры эгоцентричность. Стремясь продемонстрировать обществу собственную ценность и уникальность, современный человек взял в привычку делать акцент на материальном аспекте своей идентичности, то есть преподносить свою статусность через предметы гардероба. И тут мы неизбежно сталкиваемся с критерием модности, который является одним из ключевых в процессе самоидентификации и оценки других людей вокруг нас. Так, игнорируя с детства известную поговорку: «Не судите книгу по обложке», — мы судим, и, находясь под страхом быть осужденными, вторим модным веяниям, которые имеют склонность к переменчивости. Этот социальный фактор образует замкнутый круговорот неадекватного перепотребления одежды (и не только), что в свою очередь обладает перспективой истратить все природные ресурсы и погубить нашу планету.
ТЕКСТИЛЬНЫЙ ЯД
На сегодняшний день текстильная промышленность входит в десятку самых вредоносных отраслей производства, влияющих на состояние экосистемы. По данным многих климатических отчетов и модной аналитики последних нескольких лет (Global Labor Institute, The Business of Fashion и др.) уровень загрязнения окружающей среды только возрастает, даже несмотря на попытки fashion-компаний изменять свою политику в сторону eco-friendly. Главные проблемы, выдвигаемые на передний план: объемы производства и товарооборота, выброс химических отходов, изобилие синтетических тканевых волокон в составах изделий, а также загрязнение воды, почвы и воздуха. Стабильно печальная экологическая повестка внутри модной среды вызывает вполне резонный вопрос:
«Раз уж мы пока не в силах изменить текущую реальность, то, может, способны иначе приспособиться к этим условиям и найти альтернативы?»
Ответ: да, мы способны. И в этом нам помогут (барабанная дробь) те самые технологии, которые когда-то стали катализатором беды. Показательным кейсом адаптации индустрии fashion-ретейла под современные реалии стал стартап 2019 года DressX, создателем которого является дуэт Натальи Моденовой и Дарьи Шаповаловой.
ЦИФРОВОЙ МАНИФЕСТ
На сайте цифрового магазина в разделе ABOUT постулирована общая концепция проекта:
«Мы твердо убеждены, что количество производимой сегодня одежды намного превышает потребности человечества. Мы разделяем красоту и волнение, которые создает физическая мода, но мы считаем, что есть способы производить меньше, производить более экологично или вообще не производить. На текущем этапе разработки DRESSX мы стремимся показать, что некоторая одежда может существовать только в своих цифровых версиях. Не делайте меньше покупок, покупайте цифровую моду».
DRESSX: ФИЛОСОФИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОДЫ
Платформа DressX именует себя ведущим международным маркетплейсом цифровой одежды, которая существует исключительно в условиях дополненной реальности. Центральная ценность DressX — отказ от физически существующих материалов при создании модных коллекций.
Вместо тканей и фурнитур дизайнеры создают digital-изделия в программах 3D-графики, а затем загружают получившиеся айтемы на сайт торговой площадки. Для того, чтобы разнообразить функционал платформы, создатели запустили бесплатное приложение DressX App. Оно позволяет пользователям не просто полюбоваться каталогами коллекций, но и примерить понравившуюся вещь на себя в фото- или видео-формате. Эта возможность подчеркивает новаторство платформы, выделяя ее среди уже привычных нам online-магазинов. Так, digital-fashion актуализируется не только среди представителей гейм-индустрии, которые тратят безумное количество денег на цифровую одежду для своих персонажей, но также и среди самых обычных пользователей интернет-пространства.
DRESSX, таким образом, приоткрывает завесу будущего и постепенно интегрирует модную сферу в цифровую реальность метавселенной, внутри которой, тем не менее, сохраняются те же правила игры и те же социальные роли: во-первых, самореализация и финансовая поддержка дизайнеров, а во-вторых, удовлетворение эстетических и досуговых запросов современных консьюмеров.
ЧТО ПОЛУЧАЕТ FASHION-КРЕАТОР?
Процесс создания модной коллекции энергозатратен во всех смыслах. Бурная творческая деятельность дизайнера обходится ему не только нервными срывами, но и огромными финансовыми вложениями, которые довольно часто не окупаются. К этому подключается и аспект экологического ущерба: на создание конечного варианта модели уходит большое количество тканей и других материалов, которые впоследствии выкидываются или, в лучшем случае, отправляются на переработку.
С появлением платформ, посвященных digital fashion, задачи креаторов значительно упрощаются на всех этапах их деятельности. Теперь им достаточно владеть навыками работы в программах 3D-графики и выкручивать воображение на максимум. Неограниченные возможности цифрового производства позволяют бесконечно экспериментировать с визуализацией своей задумки, меняя форму и детали виртуальной модели до тех пор, пока ее образ не достигнет совершенства.
Так, цифровая модная платформа воспитывает новое поколение digital-дизайнеров, для которых не существует рамок воображения, продиктованных ограниченностью физического мира, и вместе с тем значительно минимизирует финансовые и экологические затраты на творческую реализацию.
ЧТО ПОЛУЧАЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬ?
Потребительская выгода здесь также прозрачна и ясна. Одним из наиболее очевидных преимуществ можно назвать более низкую стоимость изделий относительно рынка физической моды.
ДОСТУПНОСТЬ
Благодаря сокращению использования сырья и природных ресурсов при создании одежды снижается ее материальная ценность, однако при этом сохраняется ценность эстетико-духовного характера. Айтемы, представленные на сайте DressX, скорее напоминают произведения искусства, что демонстрирует склонность High fashion передавать более глубокие концепции посредством изобразительного языка. В свою очередь потребителю предоставляется возможность не просто приобрести новую вещь, а стать частью концептуального art-объекта.
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ
Из этого вытекает еще одна специфическая особенность digital-одежды, удовлетворяющая потребность современного человека в развлекательности. Шоппинг на DressX становится своего рода интертейнментом, вовлекающим в процесс покупки вещей и открывающим новые горизонты для генерации контента. Примеры впечатляющих видео с голограммами одежды от DressX можно найти здесь.
ЭФФЕКТ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Наконец, напомним, что покупка одежды (и не только) в современном обществе — это в первую очередь впечатление, и только после — практическая потребность. С этой истины и зародилась идея Натальи и Дарьи создать платформу виртуальной моды. Зачастую происходит так, что мы неосознанно покупаем одни и те же вещи, набивая гардероб либо монохромной базой, либо чем-то настолько экстравагантным, что потом приходиться ломать голову в поисках ответа на вопрос: «С чем и куда это носить?» Однако, несмотря ни на что, мы продолжаем ходить по магазинам и повторять одни те же ошибки.
Почему так происходит? Да потому, что это дарит нам незабываемый опыт: поиск и процесс выбора, примерка понравившихся изделий и церемония приобретения новой вещи — всё это превращается в некий ритуал потребления, провозглашающий материализм ценностного спектра современности. И этот ритуал из раза в раз хочется повторять, даже за неимением действительной потребности в обновлении гардероба. Об этом более предметно высказывается кандидат философских наук Алексей Николаевич Ильин в статье «Культура потребления и экология: проблемы взаимодействия». В этой публикации Ильин дает следующую оценку текущему потребительскому поведению общества:
«Когда потребитель центрируется на индивидуализме, замыкает картину мира на своих вещных аксессуарах, на желании покупать новые и модные гаджеты и с помощью них подчеркивать свой статус в глазах окружающих, в его сознании не остается места для интереса глобальными проблемами современности и для социально полезных действий».
Платформа DressX представляет собой коллективную инициативу разработчиков и дизайнеров привлечь внимание общественности к экологическим изменениям нашей планеты, тем самым заявляя:
«В DressX мы создаем одежду будущего, которая исключает отходы и химикаты в процессе производства и минимизирует выбросы углекислого газа».
Маркетплейс цифровой моды позволяет воспроизвести тот покупательский опыт и принести человеку то же удовлетворение, те же эмоции и впечатления, которые он привык получать от offline-шоппинга, при всем при этом сохраняя безопасность окружающей среды и исключая риски нанесения вреда экологии.
СВОЕВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ
Несмотря на то, что многим концепция виртуальной моды до сих пор может показаться странной или даже пугающей, нельзя отрицать актуальность этого ресурса. Технологии виртуальной реальности и возможности искусственного интеллекта неизбежно просачиваются в нашу повседневность, а также в творческую и трудовую деятельности.
Так, к примеру, на сентябрьской Неделе моды в Нью Йорке 2023 года бренд Collina Strada презентовала весеннюю коллекцию «ready-to-wear», эскизы для которой были созданы искусственным интеллектом. Исходя из этого можно сказать, что DressX появился как нельзя более вовремя, и перспективы для дальнейшего роста популярности у этой платформы однозначно присутствуют.
Подобных примеров актуализации ИИ можно найти бесчисленное множество в интернете и СМИ, и все они лишь подтверждают высокую вероятность того, что в ближайшем будущем наш мир поделится на физическую реальность и метавселенную, а мы станем прообразами наших аватаров в новом виртуальном пространстве.
Куда же пойдет ваш аватар закупаться новой одеждой? Вероятнее всего в DressX.
Давайте обсудим, подписывайте на канал "Конец истории". Опубликовано НЕ на правах рекламы, исключительно обзор и личное мнение автора
#искусственныйинтеллект #мода #дизайн #обзоркниг #образование