Отвратительные персонажи, неадекватные полицейские, онлайн-режим и другие проблемы культового блокбастера
Авторская колонка: мнение редакции может не совпадать с мнением автора (а может и совпадать)
17 сентября Grand Theft Auto 5 исполнилось 10 лет – серьезный юбилей для любой игры. И хотя экшен Rockstar полон замечательных идей, некоторые ее аспекты полюбить так и не получилось. Разбираемся, что именно бесит в пятой части серии многих фанатов GTA 5, в том числе и меня.
Сюжет и персонажи
GTA 4 запомнилась фанатам миссией Three Leaf Clover, в которой герои решают ограбить банк в Чайнатауне. Некоторое время все идет по плану, пока один из заложников не достает пистолет. Начинается хаос: герои покидают банк, пробиваются через силы полиции к метро, расстреливают там еще несколько десятков копов и успешно сбегают.
Эта миссия считается одной из лучших не только в GTA 4, но и в серии вообще: из-за драматического накала, постановки и масштаба. Вдохновившись ее успехом, Rockstar решила построить на ограблениях весь сюжет GTA 5. Однако связать все миссии в увлекательную историю у авторов не получилось. Вышел какой-то невнятный мексиканский сериал, где между большими эпичными погонями герои нереалистично страдают.
Пожалуй, главная проблема GTA 5 – ее персонажи. В игре попросту некому сочувствовать, не за кого болеть. Сами герои к финалу никак не меняются: начинаешь играть за жадных мерзавцев и психопатов, и такими же эти люди остаются. Они проживают вместе много событий, однако не становятся настоящей командой. Не убивают друг друга – и на том спасибо.
Основа любого хорошего сценария – герои, которые сами двигают сюжет, а не ждут, пока история их куда-то приведет. Под этого описание в пятой части попадает разве что Тревор – психопат, который четко понимает, чего ему хочется. Но он не вызывает симпатии, а своими поступками отталкивает любого адекватного человека. Наблюдать за его действиями весело лишь ограниченный период времени: забавно, когда он просыпается посреди пустыни в платье. А вот когда пытает и похищает людей – не особо.
Не помогает истории и то, что она разделена сразу между тремя главными героями. Сначала решаешь проблему одного персонажа, потом тебя сразу отправляют помогать второму, теперь будет большой ролик с нытьем третьего, обратно ко второму, и так далее. Проникнуться героями, разобраться в их мыслях и чувствах не дают: история торопится вперед, будто создатели боятся, что игроки хоть на секунду заскучают. И получается все ровно наоборот.
Спустя несколько лет вспомнить сюжет GTA 5 в деталях сложно. Какие-то карикатурные негодяи спорят с другими негодяями, предают и обманывают друг друга, убивают, похищают и воруют – ни на секунду не задумываясь о морали, а иногда даже о собственной выгоде. Все это кажется скучным и даже отталкивающим, потому что занимать чью-то сторону в этом конфликте не хочется.
Героев-подонков хватает и в других медиа – например, в кино. Но игры совсем другое дело: игрок вовлечен в происходящее и творит зло своими руками. Нет ничего страшного в том, чтобы примерить на себя образ злодея: тирана в фэнтэзи мире или злого правителя, захватывающего целые звездные системы. Но в GTA 5 сложно не ассоциировать себя с героями, абстрагироваться и воспринимать происходящее просто как забавную историю.
Скучные миссии
В пятой GTA всего 69 сюжетных заданий – кажется, что много, особенно учитывая интересную тематику игры. Но действительно занятные миссии можно пересчитать по пальцам. Большую часть времени просто готовишься к ограблениям: перегоняешь машины, фотографируешь камеры, встречаешься с людьми, изучаешь входы и выходы. Конечно, отличные и запоминающиеся квесты тоже есть, в том числе налеты на банки. Но от сюжета игры такого масштаба ожидаешь большего.
Худшие моменты – когда надо просто куда-то долго ехать и слушать диалоги. Эта проблема вытекает из предыдущей: к большинству персонажей не испытываешь никакой симпатии, поэтому разбираться в их переживаниях совершенно неинтересно. Когда очередной друг Франклина и дальний родственник Тревора рассказывает о своих семейных проблемах, хочется выброситься из машины.
Даже самые унылые задания в GTA 5 легко было сделать интереснее. Героям надо срочно купить одежду для ограбления? Пусть нужных костюмов в наличии не будет, и персонажам придется ехать на ограбление в образе аниме-магов. Послали отбуксировать машину? Пусть главный герой по ошибке увезет чужой автомобиль и спровоцирует неожиданный конфликт. Вместо этого в игре полно заданий, где надо просто куда-то долго ехать, что-то купить и вернуться. Ничего запоминающегося за эти 10-20 минут не происходит.
Надоедливые полицейские
В GTA 5 худшая система полиции в серии: возможно, именно оттуда черпали вдохновение авторы Cyberpunk 2077. Стражи правопорядка приезжают на место преступления моментально, а их уровень агрессии зашкаливает: даже пара звезд преследования становится серьезной проблемой.
В песочнице вроде GTA это критичный недостаток. Если прошлые части серии фанаты обожали за почти безграничные возможности по уничтожению всего и вся, то GTA 5 стала гораздо реалистичнее – и скучнее. Всего несколько нарушений приводят к тому, что надо завязывать с безобразием и удирать: иначе потом героя все равно отправят в больницу и выпишут штраф. Даже встроенными читами эту проблему не решить: на высоком уровне розыска персонажу буквально не дают вставать, поливая свинцом и ракетами.
При этом GTA 5 дает массу инструментов для развлечений: самолеты, вертолеты, танки, десятки видов оружия. Но все это словно игрушки, которыми нельзя пользоваться, – большой просчет со стороны разработчиков. Даже прокачаться и хотя бы в конце игры устроить достойную битву с полицией и армией не получится, GTA 5 все равно не даст героям шанса.
Бесконечные переиздания
В новых версиях игр, если говорить в целом, нет ничего плохо. Никто не заставляет фанатов покупать ремастер, а пропустившие хит геймеры получают возможность насладиться классикой с более качественной картинкой. Однако минусы у переизданий все же можно найти.
Во-первых, выход GTA 5 на PS3 и Xbox 360 наложил на создателей много ограничений. Но компания не стала откладывать релиз ради более мощного железа, а решила попасть на «оба поезда». Возможно, если бы GTA 5 появилась сразу на новом поколении, то получилась бы круче: мощности консолей 7-го и 8-го поколений заметно отличались.
Во-вторых, экшен перевыпускали четыре раза: оригинал в 2013 году, на PlayStation 4 и Xbox One в 2014, на PC в 2015, а также на PlayStation 5 и Xbox Series X/S в 2022. И это не тот случай, когда покупать ремастеры никто не заставлял. У GTA Online не было кроссплея даже в рамках одного семейства платформ. Игроки на PS3 и PS4, например, играли отдельно, и даже в последнем переиздании владельцев некстген-версии огородили от остальных. Поэтому неудивительно, что новые версии мотивировали миллионы игроков покупать GTA 5 заново – игра все 10 лет почти не покидает чарты продаж.
В-третьих, разработка новых версий отнимала у разработчиков силы, которые можно было потратить на GTA 6 или совершенно новую игру. И хотя основные команды уже занимались другими проектами, переиздания у GTA 5 получались достаточно качественными. Вряд ли это было возможно без участия ключевых специалистов.
GTA Online
Онлайн-режим для GTA 5 казался лучшей идеей на свете: теперь любимая серия доступна в кооперативном режиме с друзьями. Ограбления, гонки, покупка недвижимости, детальная кастомизация внешности, перестрелки с другими игроками – разработчики обещали прямо-таки игру мечту. И хотя формально авторы выполнили большинство обещаний, у сетевого режима оказалось слишком много подводных камней – как минимум для самих игроков.
С релизом GTA Online в игре появились микротранзакции. Если в первые месяцы заработать на все плюшки можно было без реальных вложений, то уже через полгода цены на внутриигровые предметы стали расти. Теперь Take-Two получает от фанатов сотни миллионов долларов в год, выпуская преимущественно косметические обновления, а не сюжетные задания.
Начавшись с относительно простых миссий и PVP-режимов, с годами GTA Online превратилась во что-то странное и многослойной. Теперь это чуть не ММО: с гриндом, рангами, кооперативными рейдами и массой платных предметов – не только косметических, но и очень даже влияющих на геймплей. И хотя прямое взаимодействие между игроками в виде обычных PvP-матчей реализовано скучно, многих это не останавливает. Фанаты тратят огромные деньги, чтобы купить новую мощную пушку или машину побыстрее.
Именно GTA Online поставила крест как на сюжетных дополнениях для GTA 5, так и на других играх студии. До 2013 Rockstar выпускала новинки каждый год (!). После пятой части GTA вышла только Red Dead Redemption 2 – спустя пять лет, в 2018. С тех пор прошло еще пять лет, а GTA 6 официально даже не представили. У команды попросту не было причин бросать поддержку GTA 5 и делать что-то новое – коммерчески GTA Online очень успешна.
Повторюсь, что ничего плохого в идее GTA Online нет. А уж с появлением кастомных серверов там можно найти режим на любой вкус – и обойтись без вливания реальных денег. Но сложно отрицать мощное, во многом негативное воздействие сетевого режима на Rockstar и ее планы на будущие игры.
Критиковать популярные, да еще и объективно качественные по многим параметрам игры – опасная затея для любого геймера. Однако теперь, когда хайп улегся, на GTA 5 можно взглянуть более трезво: проблем у нее хватало. И хотя невозможно отрицать мастерство Rockstar, пора признать – есть масса поводов не любить даже такой масштабный и популярный хит.