Найти тему
VK Play

Пять причин ненавидеть GTA 5

Оглавление

Отвратительные персонажи, неадекватные полицейские, онлайн-режим и другие проблемы культового блокбастера

Авторская колонка: мнение редакции может не совпадать с мнением автора (а может и совпадать)

17 сентября Grand Theft Auto 5 исполнилось 10 лет – серьезный юбилей для любой игры. И хотя экшен Rockstar полон замечательных идей, некоторые ее аспекты полюбить так и не получилось. Разбираемся, что именно бесит в пятой части серии многих фанатов GTA 5, в том числе и меня.

Сюжет и персонажи

-2

GTA 4 запомнилась фанатам миссией Three Leaf Clover, в которой герои решают ограбить банк в Чайнатауне. Некоторое время все идет по плану, пока один из заложников не достает пистолет. Начинается хаос: герои покидают банк, пробиваются через силы полиции к метро, расстреливают там еще несколько десятков копов и успешно сбегают.

Эта миссия считается одной из лучших не только в GTA 4, но и в серии вообще: из-за драматического накала, постановки и масштаба. Вдохновившись ее успехом, Rockstar решила построить на ограблениях весь сюжет GTA 5. Однако связать все миссии в увлекательную историю у авторов не получилось. Вышел какой-то невнятный мексиканский сериал, где между большими эпичными погонями герои нереалистично страдают.

Пожалуй, главная проблема GTA 5 – ее персонажи. В игре попросту некому сочувствовать, не за кого болеть. Сами герои к финалу никак не меняются: начинаешь играть за жадных мерзавцев и психопатов, и такими же эти люди остаются. Они проживают вместе много событий, однако не становятся настоящей командой. Не убивают друг друга – и на том спасибо.

-3

Основа любого хорошего сценария – герои, которые сами двигают сюжет, а не ждут, пока история их куда-то приведет. Под этого описание в пятой части попадает разве что Тревор – психопат, который четко понимает, чего ему хочется. Но он не вызывает симпатии, а своими поступками отталкивает любого адекватного человека. Наблюдать за его действиями весело лишь ограниченный период времени: забавно, когда он просыпается посреди пустыни в платье. А вот когда пытает и похищает людей – не особо.

Не помогает истории и то, что она разделена сразу между тремя главными героями. Сначала решаешь проблему одного персонажа, потом тебя сразу отправляют помогать второму, теперь будет большой ролик с нытьем третьего, обратно ко второму, и так далее. Проникнуться героями, разобраться в их мыслях и чувствах не дают: история торопится вперед, будто создатели боятся, что игроки хоть на секунду заскучают. И получается все ровно наоборот.

Пронесло: GTA, Fallout и другие известные игры, которые чуть не отменили

Спустя несколько лет вспомнить сюжет GTA 5 в деталях сложно. Какие-то карикатурные негодяи спорят с другими негодяями, предают и обманывают друг друга, убивают, похищают и воруют – ни на секунду не задумываясь о морали, а иногда даже о собственной выгоде. Все это кажется скучным и даже отталкивающим, потому что занимать чью-то сторону в этом конфликте не хочется.

Героев-подонков хватает и в других медиа – например, в кино. Но игры совсем другое дело: игрок вовлечен в происходящее и творит зло своими руками. Нет ничего страшного в том, чтобы примерить на себя образ злодея: тирана в фэнтэзи мире или злого правителя, захватывающего целые звездные системы. Но в GTA 5 сложно не ассоциировать себя с героями, абстрагироваться и воспринимать происходящее просто как забавную историю.

Скучные миссии

-4

В пятой GTA всего 69 сюжетных заданий – кажется, что много, особенно учитывая интересную тематику игры. Но действительно занятные миссии можно пересчитать по пальцам. Большую часть времени просто готовишься к ограблениям: перегоняешь машины, фотографируешь камеры, встречаешься с людьми, изучаешь входы и выходы. Конечно, отличные и запоминающиеся квесты тоже есть, в том числе налеты на банки. Но от сюжета игры такого масштаба ожидаешь большего.

Худшие моменты – когда надо просто куда-то долго ехать и слушать диалоги. Эта проблема вытекает из предыдущей: к большинству персонажей не испытываешь никакой симпатии, поэтому разбираться в их переживаниях совершенно неинтересно. Когда очередной друг Франклина и дальний родственник Тревора рассказывает о своих семейных проблемах, хочется выброситься из машины.

Даже самые унылые задания в GTA 5 легко было сделать интереснее. Героям надо срочно купить одежду для ограбления? Пусть нужных костюмов в наличии не будет, и персонажам придется ехать на ограбление в образе аниме-магов. Послали отбуксировать машину? Пусть главный герой по ошибке увезет чужой автомобиль и спровоцирует неожиданный конфликт. Вместо этого в игре полно заданий, где надо просто куда-то долго ехать, что-то купить и вернуться. Ничего запоминающегося за эти 10-20 минут не происходит.

Надоедливые полицейские

-5

В GTA 5 худшая система полиции в серии: возможно, именно оттуда черпали вдохновение авторы Cyberpunk 2077. Стражи правопорядка приезжают на место преступления моментально, а их уровень агрессии зашкаливает: даже пара звезд преследования становится серьезной проблемой.

В песочнице вроде GTA это критичный недостаток. Если прошлые части серии фанаты обожали за почти безграничные возможности по уничтожению всего и вся, то GTA 5 стала гораздо реалистичнее – и скучнее. Всего несколько нарушений приводят к тому, что надо завязывать с безобразием и удирать: иначе потом героя все равно отправят в больницу и выпишут штраф. Даже встроенными читами эту проблему не решить: на высоком уровне розыска персонажу буквально не дают вставать, поливая свинцом и ракетами.

При этом GTA 5 дает массу инструментов для развлечений: самолеты, вертолеты, танки, десятки видов оружия. Но все это словно игрушки, которыми нельзя пользоваться, – большой просчет со стороны разработчиков. Даже прокачаться и хотя бы в конце игры устроить достойную битву с полицией и армией не получится, GTA 5 все равно не даст героям шанса.

Бесконечные переиздания

-6

В новых версиях игр, если говорить в целом, нет ничего плохо. Никто не заставляет фанатов покупать ремастер, а пропустившие хит геймеры получают возможность насладиться классикой с более качественной картинкой. Однако минусы у переизданий все же можно найти.

Во-первых, выход GTA 5 на PS3 и Xbox 360 наложил на создателей много ограничений. Но компания не стала откладывать релиз ради более мощного железа, а решила попасть на «оба поезда». Возможно, если бы GTA 5 появилась сразу на новом поколении, то получилась бы круче: мощности консолей 7-го и 8-го поколений заметно отличались.

Во-вторых, экшен перевыпускали четыре раза: оригинал в 2013 году, на PlayStation 4 и Xbox One в 2014, на PC в 2015, а также на PlayStation 5 и Xbox Series X/S в 2022. И это не тот случай, когда покупать ремастеры никто не заставлял. У GTA Online не было кроссплея даже в рамках одного семейства платформ. Игроки на PS3 и PS4, например, играли отдельно, и даже в последнем переиздании владельцев некстген-версии огородили от остальных. Поэтому неудивительно, что новые версии мотивировали миллионы игроков покупать GTA 5 заново – игра все 10 лет почти не покидает чарты продаж.

В-третьих, разработка новых версий отнимала у разработчиков силы, которые можно было потратить на GTA 6 или совершенно новую игру. И хотя основные команды уже занимались другими проектами, переиздания у GTA 5 получались достаточно качественными. Вряд ли это было возможно без участия ключевых специалистов.

GTA Online

-7

Онлайн-режим для GTA 5 казался лучшей идеей на свете: теперь любимая серия доступна в кооперативном режиме с друзьями. Ограбления, гонки, покупка недвижимости, детальная кастомизация внешности, перестрелки с другими игроками – разработчики обещали прямо-таки игру мечту. И хотя формально авторы выполнили большинство обещаний, у сетевого режима оказалось слишком много подводных камней – как минимум для самих игроков.

С релизом GTA Online в игре появились микротранзакции. Если в первые месяцы заработать на все плюшки можно было без реальных вложений, то уже через полгода цены на внутриигровые предметы стали расти. Теперь Take-Two получает от фанатов сотни миллионов долларов в год, выпуская преимущественно косметические обновления, а не сюжетные задания.

Начавшись с относительно простых миссий и PVP-режимов, с годами GTA Online превратилась во что-то странное и многослойной. Теперь это чуть не ММО: с гриндом, рангами, кооперативными рейдами и массой платных предметов – не только косметических, но и очень даже влияющих на геймплей. И хотя прямое взаимодействие между игроками в виде обычных PvP-матчей реализовано скучно, многих это не останавливает. Фанаты тратят огромные деньги, чтобы купить новую мощную пушку или машину побыстрее.

Почему никто так и не превзошел GTA V

Именно GTA Online поставила крест как на сюжетных дополнениях для GTA 5, так и на других играх студии. До 2013 Rockstar выпускала новинки каждый год (!). После пятой части GTA вышла только Red Dead Redemption 2 – спустя пять лет, в 2018. С тех пор прошло еще пять лет, а GTA 6 официально даже не представили. У команды попросту не было причин бросать поддержку GTA 5 и делать что-то новое – коммерчески GTA Online очень успешна.

Повторюсь, что ничего плохого в идее GTA Online нет. А уж с появлением кастомных серверов там можно найти режим на любой вкус – и обойтись без вливания реальных денег. Но сложно отрицать мощное, во многом негативное воздействие сетевого режима на Rockstar и ее планы на будущие игры.

Критиковать популярные, да еще и объективно качественные по многим параметрам игры – опасная затея для любого геймера. Однако теперь, когда хайп улегся, на GTA 5 можно взглянуть более трезво: проблем у нее хватало. И хотя невозможно отрицать мастерство Rockstar, пора признать – есть масса поводов не любить даже такой масштабный и популярный хит.