В системе верований дона Хуана приобретение союзника означало использование состояний необычной реальности, которые он инициировал в ученике при помощи галлюциногенных растений и магических технологий.
Он считал, что сосредоточиваясь на этих состояниях, фокусируя на них внимание, но не упуская другие аспекты знания, которому он учил, Кастанеда придёт к самосогласованному воззрению на переживаемые явления.
Вот что пишет сам Карлос о своём первом произведении, которое называется << Учение дона Хуана >>, а в издательстве "Ермак" — << Уроки дона Хуана >>.
Я разделил книгу на две части. В первой части представил выборку из моих полевых заметок, описывающих состояния необычной реальности, в которые я попадал во время ученичества. Порядок подачи фрагментов не всегда хронологический, поскольку я следовал логике развёртывания учения.
Я никогда не записывал свои впечатления прежде, чем они улягутся и я смогу осмыслить их сравнительно беспристрастно. Обычно я прибегал к записям через несколько дней после того, как испытал очередное состояние необычной реальности, чтобы описать его спокойно и объективно.
Непрерывное повествование раскрывает субъективную версию того, что я воспринимал во время этих опытов. Интерпретация представлена здесь так, как была пересказана мной дону Хуану, который требовал точного и исчерпывающего воспоминания каждой детали, а также подробного отчёта о каждом переживании.
Во время воспроизведения этих переживаний я добавлял некоторые детали для того, чтобы воссоздать полноту состояний. Я старался при этом наиболее полно передать эмоциональное воздействие, которое я испытывал, особое внимание сосредоточив на своих ощущениях.
Мои полевые заметки также отражают содержание системы верований дона Хуана и попытки анализа его мировоззрения. Чтобы избежать повторений, пришлось упростить наши диалоги и убрать всё второстепенное.
Кроме того, я старался точно отразить общую атмосферу и настроение нашего обмена мнениями. Я исключил только те диалоги, которые не вносили ничего нового в понимание магического пути, а для полноты картины добавлял некоторые бытовые сведения.
Информация от дона Хуана обычно была как бы случайной. Иногда малейшее его замечание вызывало целую лавину расспросов, которые длились часами. С другой стороны, было множество случаев, когда он всё рассказывал сам.
Во второй части этой книги я представил структурный анализ того материала, который сообщён в первой части.
Своим анализом я хотел поддержать следующие утверждения:
1) дон Хуан представлял свои уроки как систему логического мышления;
2) система имеет смысл только в свете своих структурных единиц;
3) система задумана, чтобы вывести ученика на понятийный уровень, который объяснял бы последовательность пережитых им феноменов.
Послесловие
Практически все редакции сочли целесообразным не воспроизводить "Структурный анализ". Объяснили это тем, что вторая часть книги К. Кастанеды представляет интерес лишь для специалистов. Поэтому издания, предназначенные для широкого круга читателей, не дают адекватного понимания учения индейского мага дона Хуана Матуса.
На страницах блога Духовная одиссея будет опубликован "Структурный анализ" в тот момент, когда аудитория будет к этому готова.