По старой доброй традиции, о громком происшествии предпочитают молчать, и даже до последнего оставлять в неведении родственников. Так случилось и летом семьдесят девятого года, когда жизней лишились десятки семей, было чуть менее двух сотен погибших, в том числе целый футбольный клуб игроков. Более трех десятков лет эту информацию предпочитали скрывать.
Полет
Последний летний месяц, суббота. Ранним утром из Ташкента вылетели четырнадцать футболистов, с ними тренер и администратор, доктор. Ребята должны были играть с минским "Динамо".
На всех летние одежды, а нападающего Владимира Федорова собирала супруга, и потом одет он был тепло, ведь в Минске совсем другая погода.
В половине двенадцатого дня самолет поднялся в небо. Всего за двадцать минут до него из Челябинска в Кишенев вылетел ту сто тридцать четыре.
Примерно в это же время в ведомстве Харькова, которое отвечает за контроль перелетов, меняется команда диспетчеров. На дежурство выходит Сергей Сергеев, Николай Жуков и Владимир Сумской. К тому моменту Жуков и вовсе работал чуть более двух месяцев.
Следить за работой новенького должен был Сумской. В пункте была высокая нагрузка, каждые сутки десятки самолетов и полетов. Работа кипела.
Ошибся
По подсчетам молодого диспетчера, у лайнеров будет минуты три на то чтобы разойтись. Должны успеть. Вот только тут уже была ошибка. На маневры оставалось менее минуты.
Самолеты летели на одной высоте, огромной скорости и двигались навстречу. Оставалась минута до столкновения, когда Сумской стал проверять подсчеты стажера и бледнеть. Он взял его работу на себя, стал кричать, чтобы один из ТУ срочно набрал высоту. Ответ последовал положительный. Сумской уже успокоился…
Но через минуту стало понятно, что команду о наборе высоты принял ИЛ 62, который в спешке получил сигнал.
В этот день в деревне Куриловка гуляли свадьбу. Все были за столами, когда на с неба стали падать «черные градины». Позже стало понятно, что это обломки самолета и те, кто был внутри. Некоторые очевидцы не выдержали увиденного, и их сердца останавливались. Сегодня в этом селе памятник…
О том, что случилось
Есть пару версий. Кто-то говорит о лобовом столкновении, кто-то что самолет из Челябинска попал в крыло другому.
За секунды до трагедии пилоты даже могли видеть друг друга, но времени на манёвры бы не хватило. Жутко, но там куда падали обломки, прибывали мародеры и собирали ценности. Но большая часть людей была в ужасе.
Только через сутки родственникам футболистов сказали правду.
В тот самый день проходил еще один матч. Уже тогда пошел слух о том, что вся команда «Пахтакор» разбилась.
Начали распространяться слухи о том, что самолеты не поднялись выше из-за перелета в этот день Брежнева, а потому и случилось столкновение. В тот день действительно чиновники высокого полета совершали перелет, и ту самую высоту в десять тысяч метров держали зарезервированной. Вот только кто именно это был история умалчивает.
Невероятно, но на борт одного из тех злополучных самолетов поднимались даже те, кто вообще имел все шансы остаться дома. Так было и с молодым футболистом Базаровым, который как дублер должен был быть в столице Беларуси за сутки до инцидента. Вот только именно в этот раз ему дали место в основном составе…
Михаила и вовсе уговорили поддержать товарищей на игре, а он был травмирован и мог не лететь. А вот одному из массажистов и журналисту, которые должны были лететь с командой повезло, и они проспали вылет…
Тайные проводы
Вся команда и сотрудники клуба по указу свыше должны были быть похоронены без лишней шумихи уже семнадцатого августа. Однако местное, узбекистанское партийное руководство посчитало иначе. Состоялся целый митинг, и почти все жители города прощались с ребятами.
Спустя ещё неделю был собран новый состав команды, которые уже скоро начал играть…
Что касается приговора, то почти девять месяцев суд решал судьбу Сумского и Жуковского. А вот начальника смены даже не вызывали как обвиняемого. Отправили обоих на пятнадцать лет, но Сумкой вышел через семь на свободу, а Жуковский свел счеты с жизнью в колонии.