Осенью по старинным обычаям в кряшенских деревнях начиналась пора свадеб. Не зря в народе говорили: «На Рождество девушки гадают, на Петров день парни невест выбирают, а на Покров - свадьбы справляют».
Традиционная свадьба кряшен (конец XIX - начало XX века) является ярким музыкально-драматическим действом. У пестречинских кряшен она остается таковой и по сей день, однако ряд эпизодов традиционной свадьбы, прежде всего грустных, трагичных, в настоящий период утерян. В рассказах о свадьбе вообще отсутствуют архаизмы, связанные с линией невесты в обряде (открывание и закрывание лица невесты, ее сидение в чулане в продолжение свадьбы, песни на увод невесты с принуждением ее к плачу). В обряде «выжили» и усилились развлекательные моменты. Пафос застольной части свадебного обряда - хоровые диалоги и постоянное песенное общение сторон.
Свадьба имеет «сценарий», предполагающий определенные свадебные «должности»: распорядители обряда - аргыш и дружка жениха - кияу җегете. На должность аргыш выбирается семейная пара - муж и жена, хорошо знающие распорядок свадьбы, чувствующие, когда и что именно надо запевать, остроумные и способные к словесной импровизации. Функция такой пары - ведение обряда (аналогично функции конферансье или кавказских «тамада»). Традицией аргыш, как выяснилось, владеет не одна женатая пара в деревне, иные выступали в этой роли неоднократно.
Свадьба играется по единообразному сценарию как в доме невесты, так и в доме жениха. Традиционное пение кряшен, приуроченное к свадьбе, включает в себя следующие обязательные моменты: пение родни жениха у ворот дома невесты; шуточный торг у ворот между женихом, который хочет войти, и родственниками невесты, которые бесплатно его не пускают; приветствие гостей принимающей стороной, т.е. собственно начало свадебного пира; песенные диалоги роднящихся семей в застолье; принуждение невесты к плачу; проводы (выпроваживание) гостей.
Свадьба у кряшен озвучена пением от начала и до конца. Существует множество специальных поэтических текстов на каждый момент «сценария» свадьбы: появление гостей, диалоги семей жениха и невесты, процесс угощения гостей, внос гостинцев, разделка вареных гусей, высказывания и взаимные пожелания, получение подарков, увод невесты из родительского дома, расставание и проводы гостей.
В каждой деревне свадьба шла на свой напев. Значительную часть этого сценария занимают застольные песенные диалоги роднящихся семей (кодалар көе). Свадебная мелодика отличается от старинной хороводной «заклинательной» мелодики большей песенностью (в современном понимании). Торжественная красота и праздничность этих интонаций определяют атмосферу свадебного пира. Плач невесты как музыкальный жанр у пестречинских кряшен отсутствует.
Песенные диалоги родни жениха и родни невесты строятся на основе традиционных стихотворных строк, соответственно каждому моменту обряда. Они длятся на протяжении всего застолья и представляют собой взаимные похвалы сторон, опевание момента вноса гостинцев, песенный обмен мнениями о происходящем. Кульминацией застолья становится разделка вареного гуся на свадебном столе какой-либо культово значимой личностью (тамада-аргыш, мать семейства), а завершением - проводы гостей. Все эти действия также сопровождаются пением.
Принуждение невесты к плачу - это, как правило, пение женщин со стороны невесты с наставлениями ей и родне жениха. Причитание самой невесты как обрядовая функция существует только в молькеевской группе кряшен, что в общекряшенском контексте выглядит исключением.
Свадебный короткий напев
Запрягла своих лошадей
В синюю дугу.
Чокнувшись (стаканами), выпьем-ка
С новыми сватьями!
Заходить приходилось и видеть приходилось
Контору под названием ЗАГС.
Если вы вырастили богатыря,
То мы вырастили красавицу.
Сватья, тебе говорю,
Посмотри-ка на меня.
Будет польза для здоровья,
Выпей-ка это!
О нас люди говорят
И так, и эдак.
Мы им отвечаем
«Мол, времена такие».
На том зеркале, что на моей стене,
Справа нет стекла.
Даже если всю жизнь будем вместе,
Никогда не насмотрюсь (на вас).
Напев сватьев
На том платье, что ты надела,
Нет ни одного незаколотого места. (2)
С первого момента наблюдаю,
Нет в вас ни одного изъяна. (2)
Отец наш дал нам коня,
«Садитесь верхом, дети, и скачите» - он сказал. (2)
Нам отец так говорил:
«С честью странствуйте и с честью возвращайтесь!» (2)
С подлокотниками сани, с широкими разводами,
На разводы встав, разговаривает. (2)
Дитя хороших родителей
По-хорошему и разговаривает. (2)
На столе постелена скатерть,
На скатерти - угощение. (2)
Что же вы не едите, не пьете?