5 сентября Михаил Швыдкой отметил 75-летний юбилей, так что сразу поздравляем с круглой датой! Он родился в киргизском городе с необычным названием Кант. В 1971 году окончил уже в Москве знаменитый ГИТИС - Государственный институт театрального искусства имени А.В. Луначарского по специальности "театроведение".
Работал в журнале "Театр", будучи одновременно обозревателем Всесоюзного радио и Центрального телевидения по вопросам театра. Вел популярные передачи "Театр и жизнь", "Культурная революция", "Театр + ТВ", "Песни ХХ века", "Жизнь прекрасна", "Приют комедиантов". А еще Михаил Ефимович - автор сценариев для многих телевизионных и документальных фильмов. К юбилею представил свою новую книгу «Культурная революция».
Вечный бывший министр
Отметим, что в свое время (с 2000 по 2004 год) Михаил Швыдкой был министром культуры России. Многие как раз запомнили его по этой должности. И поныне его часто представляют, как «бывшего министра культуры».
Михаил Ефимович шутливо говорит, что он до самого конца жизни будет вечным бывшим министром культуры. А в 2012 году Швыдкой с друзьями основали первый в стране Московский театр мюзикла.
Он расположился в самом центре Москве на Пушкинской площади, заняв здание бывшего кинотеатра «Россия». Понятное дело, основу репертуара составляют музыкальные спектакли.
Так, большой интерес вызвал концерт-посвящение «Раймонд Паулс». Это подарок для поклонников творчества знаменитого латвийского композитора, с которым Михаил Швыдкой давно дружит.
Звучат многие композиции Раймонда Валдемаровича, обожаемые его поклонниками: «Миллион алых роз», «Вернисаж», «Маэстро», «Старинные часы», «Листья желтые», «Еще не вечер», а также арии из мюзиклов «Сестра Кэрри», «Ночи Кабирии» и других.
Плюс самые популярные инструментальные пьесы композитора. В постановке участвуют Ефим Шифрин, Евгений Вальц, Галина Безрук, Оксана Костецкая и другие артисты.
Кто-то играет, кто-то поет. А ведет вечер лично Михаил Швыдкой. По его словам, Раймонда Паулса с Московским театром мюзикла связывают очень теплые и давнишние дружеские и творческие отношения.
Он — автор популярного мюзикла «Все о Золушке», завоевавшего большую любовь зрителей. А в 2017 году на сцене театра с огромным успехом прошел незабываемый творческий вечер Маэстро.
Догнал Станиславского
- Михаил Ефимович, традиционный вопрос: как отметили юбилей?
- Никаких секретов тут нет: никак. Да и какой смысл отмечать 75 лет? Чтобы лишний раз вспомнить о своем возрасте? В этом году я уже догнал Константина Сергеевича Станиславского, создателя знаменитой на весь мир актерской системы.
Он умер, когда ему было как раз столько же лет, сколько мне сейчас (печально вздыхает). Понятное дело, что в космос меня, как Юлию Пересильд, уже точно не возьмут. Хотя я, как и многие другие мальчишки, разумеется, когда-то мечтал там побывать.
Если говорить о предыдущих юбилеях, то когда мне было 70 лет, мы сделали спектакль «Жизнь прекрасна», который даже вошел в репертуар театра. Но сейчас, как мне кажется, не время что-то отмечать.
Не до праздников, как говорится. На мой взгляд, как-то неправильно это делать сегодня. Причины, думаю, всем понятны. Надеюсь, что восьмидесятилетие отмечу уже максимально пышно.
- Получается, совсем не думаете о нынешнем юбилее?
- Именно так. Нет никаких ощущений в связи с ним. Ничего хорошего не чувствую, если честно. В целом, ощущение внутри одно: осталось уже очень мало времени.
Увы, жизнь и так коротка, а тут она уже точно подходит к концу. Извините, что я так говорю, но именно это сейчас я и чувствую. Очень, очень мало времени осталось. Хотя дел по-прежнему невпроворот. И долги надо отдавать...
Может, как раз долги - это единственное, что меня еще держит на этом свете. Как-то неприлично уйти, не рассчитавшись (смеется). Не по-джентльменски. А поскольку долгов у меня много, то отдавать придется еще долго. Надеюсь, доживу до того счастливого момента, когда со всеми рассчитаюсь.
Конечно, я все шучу. А если говорить серьезно, то с каждым днем время как-то все сильнее уплотняется. Сегодня дорожишь уже буквально каждой секундой. Раньше такого точно не было.
Живёт воспоминаниями
- Что нового в Московском театре мюзикла?
- Можно сказать, что мы живем воспоминаниями. Хотя некоторые считают, что жить воспоминаниями - это плохо. Не знаю... Но я сужу по себе: в какой-то момент я действительно стал жить воспоминаниями.
С другой стороны, все-таки есть что вспомнить. За плечами такая длинная жизнь. И я вижу, что зрителям тоже нравятся наши ностальгические спектакли. Скажем, мы сделали музыкальный концерт, посвященный памяти Андрея Миронова.
Получился прекрасный вечер. Не знаю, почему, но и я, и мои коллеги посчитали, что мы должны его провести. Да и Голубкина захотела. Как я могу отказать Ларисе?
Мы столько лет знаем друг друга. Прошли вместе такую жизнь! То же касается и концерта-посвящения «Раймонд Паулс», а также многих других спектаклей. Стараемся не забывать наших друзей.
Сейчас сделали вечер, посвященный Григорию Горину. Я чувствую, что и для меня, и для моих друзей это важно. Причем для меня самого вечер важен еще и по личным причинам.
Мы с Гришей очень дружили. Он всегда был близким для меня человеком. Но, к сожалению, о нем как-то вдруг все забыли. Хотя часто цитируют какие-то фразы из его произведений, но без ссылки на автора.
Так что мы решили о нем напомнить. Все эти спектакли-напоминания создают какое-то ощущение, что надо все-таки отдавать долги. О чем я как раз говорил чуть выше...
Что пока ты еще жив, нельзя забывать о тех, о ком ты можешь вспомнить. Назовем это именно неким долгом. Лично меня такие ощущения точно не покидают. Поэтому я всегда поддерживаю вечера памяти.
Любовь в эпоху пандемии
- А что с мюзиклами? Все-таки название театра обязывает.
- О мюзиклах мы тоже не забываем. Сейчас готовим музыкальный спектакль «Тест на любовь». Наверное, кое-кто скажет, что название желтое, бульварное. Хотя оно точно передает свое время.
Дело в том, что сюжет развивается в недавнюю всемирную пандемию, о которой, кажется, все давно уже благополучно позабыли. Но там действительно идет речь о тесте. Но только не на любовь, а на вирус.
Помните о таком? Этот мюзикл можно назвать любовью в эпоху пандемии. Как раз к Международному женскому дню и подготовим новый мюзикл. Покажем его на 8 Марта. Причем это будет комедия.
Хотя когда пандемия началась, то, конечно, было не до смеха. Напомню, что ковид тоже появился в марте. Мы тогда отыграли одну премьеру, после чего все театры закрылись до лучших времен.
Еще мы готовим большой мюзикл, посвященный Имре Кальману, знаменитому венгерскому композитору, автору невероятно популярных оперетт. Я знаю, что его у нас многие любят.
Меня вообще постоянно грызут всякие идеи. Помню, хотел сделать мюзикл, посвященный любви Ремарка и Марлен Дитрих. Этот замысел меня очень мучил.
Но, как известно, нельзя объять необъятное. В роли Дитрих я рассматривал Юлию Пересильд... Увы, пока не сложилось. Надеюсь, что мюзикл о Марлен и Ремарке точно поставим!
- Получается, у вас замыслов больше, чем реализаций...
- Для творческого человека это нормальная ситуация. Более того, с высоты своего 75-летнего юбилея я бы дам всем такой совет: стройте как можно больше планов.
Причем чем они длиннее, тем лучше. Пусть будут планы не на один день или на два, не на месяц-другой, а на годы или даже на десятилетия.
Вы знаете, раньше я думал так: ну как можно говорить о плане до какого-нибудь 2030 года? Наверное, людям так хорошо говорить, потому что ясно, что их тогда уже не будет. Вот они и говорят, чтобы ни за что не отвечать.
Потому что тогда будут уже совсем другие люди. Но сейчас я думаю, что именно такие СТРАТЕГИЧЕСКИЕ планы и нужно строить. В этом случае вы здорово продлеваете свою жизнь.
Так что чем планы длиннее и чем они, может, безумнее, тем даже лучше. И веселее. Ведь и Московский театр мюзикла я решил открыть тогда, когда мне было очень грустно...
Не считает себя писателем
- А еще вас можно поздравить с выходом новой книги «Культурная революция».
- Должен сразу расставить все точки над I. Я не считаю себя писателем. «Культурная революция» - это не более, чем сборник моих газетных статей, которые вышли в разные годы.
Колонки — это точно не литература. Всего у меня вышло порядка 750 таких статей. Это была даже не моя инициатива. Когда мне позвонили из издательства и предложили опубликовать сборник моих колонок, я сильно удивился. Зачем? Ведь колонка — это же умирающая вещь. Через день-другой о ней никто и не вспомнит.
Но мне объяснили, что мои статьи отразили свое время. Ведь каждая колонка - это анализ текущей ситуации в культуре, взгляд автора на актуальные события. Я писал о многих известных деятелях культуры. Так что это мой персональный взгляд из того времени.
- Можно написать воспоминания...
- Можно, конечно. Вот только если человек начнет вспоминать, то он будет анализировать те времена из настоящего. Кроме того, когда пишут автобиографии, то авторы обычно выбирают те события, в которых они выглядят прилично. Кто же будет писать о себе плохо...
Как шутит мой младший сын, вспомнить есть что, а детям рассказать нечего... Возникает вопрос: кому нужны такие воспоминания? Понятное дело, что никакой правды и объективности в таких автобиографиях нет.
Конечно, мне есть что вспомнить, как я уже говорил. Что часто и делаю в узких кругах, но только не для широкой публики. Так что пусть все мои секреты останутся при мне.
Ну, а те газетные колонки уже вышли, тут уже ничего не исправишь. Поэтому я и дал добро на то, чтобы их напечатали. Если это, конечно, хоть кому-то действительно интересно... - улыбнулся юбиляр.
- Михаил Ефимович, поздравляем с круглой датой, желаем дальнейших творческих успехов!