Как мудро заметил А.С. Пушкин в «Евгении Онегине»:
«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть...».
А ведь и правда мы все чему-то когда-то учились. И всегда мы с чего-то начинали, прежде, чем стать теми, кем мы стали в тот или иной момент времени. Мы делали первые шаги и учились ходить, больно падали, быть может, но снова вставали и пробовали, пробовали идти. Мы агукали, пускали слюньки, пытались за взрослыми губами повторить их движения, очень старались, пыхтели, чтобы сказать своё первое слово, и учились говорить. Мы, уж простите, учились ходить в горшок, постепенно перебираясь на большой, взрослый унитаз. И столько в этих детских наших потугах что-то сделать было стараний, стремлений, радости, надежд, желаний…
Я тут увидела одно видео, на нём малыш раз за разом, с завидным упорством поддевает ложкой еду, роняет её, снова поддевает, чтобы самому положить себе в рот, попасть ложкой, что была в восторге и подумала: «Да этот малыш круче любого взрослого». Да, малыш пробовал, пытался, пыжился и не сдавался, несмотря на промахи и то, что из ложки то и дело выпадала его вкусняшка. И ведь ребёнок делал это для себя, не чтобы угодить маме, а сам хотел, и это ещё круче.
https://dzen.ru/video/watch/650bd6ec4137e13b85b42e20
Я вспомнила себя маленькую и с философской грустью поняла, что тогда была более целеустремленной, старательной и упорной, как и многие другие. Мне кажется, эта метаморфоза происходит с большинством людей по мере взросления, и они этого даже не замечают за собой, не обращают внимание. А я — человек, думающий, вот и надумала себе.
Чем взрослее мы становимся, тем сложнее нам что-то осваивать, и не в плане того, что мы не можем учиться или хуже соображаем с годами, а потому что в детстве, пытаясь чем-то заниматься, учась чему-то, мы не думаем о результате, дедлайнах, выгоде, эффективности и тем более рентабельности наших действий, мы ещё, к счастью, не знаем всех этих мудреных и усложняющих жизнь понятий, коими напичкана сплошь и рядом пресловутая взрослая жизнь, а делаем те или иные вещи по кайфу, с детской непосредственностью, радуясь от души своим успехам и таким вроде бы маленьким, но всё же большим для нас достижениям.
Когда я в 6 лет училась кататься на двухколесном велосипеде, то хотела это научиться делать для себя. Меня никто не подталкивал к этому, не ограничивал во времени, не торопил и не требовал эффективности от моих действий. И однажды я научилась, до сих пор помню момент, когда поехала сама. Правда, я ехала и не знала, что еду одна, без поддержки, полагая, что мама бежит сзади и помогает мне, и обернулась назад, а мама была уже далеко позади. И от неожиданности я свалилась тут же в ближайшие кусты, пребывая в приятном шоке, что у меня всё получилось и одновременно испугавшись, что потеряла маму из виду.
А потом я взрослела. И чем старше становилась, тем уже больше приходилось что-то осваивать и чему-то учиться не для себя, с какой-то целью, с ограничением во времени. Да уже в детском саду начинается эта метаморфоза, взять хотя бы детские конкурсы рисунков. Одни дети, конечно, рисуют для себя, им нравится, они и думать не думают ни о каком конкурсе, калякают и малякают себе на здоровье и маме на радость. А другие детки начинают упорствовать, стремиться победить в конкурсе, особенно, если мамочка спит и видит, чтобы её малыш был и слыл самым лучшим, самым первым, самым пресамым. И вот она происходит ломка человека маленького, переходящего во взрослое состояние, процесс запускается. И сложнее становится учиться, пробовать, ошибаться, радоваться и не сдаваться, оставаться усидчивым, старательным и терпеливым. Спасибо родителям, если те поддерживают своего ребёнка в стремлениях и начинаниях, меня мамуля поддерживала, мои кони на рисунках неизменно падали на бок, но зато я хорошо читала стихи, потому сложнее в жизни мне стало чуточку попозже, уже в школе.
А в школе начинается, я считаю, самый расцвет ломки детской личности и переход ко взрослой, когда ребёнок ну не может никак просто учиться, он обязан это делать, чтобы родители гордились, учителя были довольны, и оценки, оценки, оценки. В начальной школе ещё ничего, но там, как повезёт с первой учительницей. А в старших классах, выражаясь современным языком, идёт полная демотивация детей к учебе, тут, конечно, всё индивидуально, много от чего зависит: от отношений в семье, работы учителей, обстановки в классе и контакта с одноклассниками, но, однозначно, требований к подросшему ребёнку и ожиданий от него чего-либо становится больше и больше. У меня были разные учителя в школе, и, если с одними я могла спокойно, даже расслабленно учить предмет, учить метом проб, ошибок и понимания материала, с удовольствием и лёгкостью получая хорошие отметки, то с другими испытывала регулярное напряжение, приходилось зубрить и трястись, дабы угодить учителю, точнее усмирить его, и получить хотя бы нормальную оценку, что сеяло во мне сомнения в собственных способностях, развитии и нелюбовь к данному школьному предмету.
После школы три года я поступала в театральный институт и грезила покорить актёрские подмости — для себя, потому что сама хотела, потому что не боялась, что не получится, меня не пугали сложности, падения или критика, потому что мама поддерживала мои действия, рвение и старания. В театральный я так и не поступила, но не жалею, что попробовала, рискнула, испытала себя, свои силы и использовала имеющиеся на тот момент возможности.
Минули школьные годы, за плечами осталась университетская скамья, я вовсю тружусь на одной, второй, третьей работе. И везде требования, мотивации, дедлайны (слово, которое употребляют все, кому не лень, по поводу и без повода, ох уж эти заимствования с Запада), рентабельность. И неважно, Менеджер ты по продажам или юрист, а вынь да положь эту самую рентабельность, работай эффективно, живи эффективно, развивайся, становись успешной личностью и так далее по списку. И только попробуй оступись, допусти ошибку, как можно? Все же такие успешные да уверенные в себе личности, а ты чем хуже? И эти напутствия давят незримой нависшей тучей, умаляют энтузиазм к действиям и напрочь лишают любой маломальской охоты чему-то учиться, как раньше, как в далёком, прекрасном и беззаботном детстве...учиться чему-то для себя, потому что хочется тебе.
Взрослые боятся собственных ошибок, падений, поражений и ценят свой привычный, понятный, стабильный уклад жизни, что называется, обжёгшись на молоке, дуют на воду, но немногие признаются в этом даже себе.
Наверное, поэтому я и стала писать. Когда я пишу, то меньше осторожничаю и боюсь, что что-то не получится. Хотя поначалу, было ох как много сомнений, стоит ли, будут ли меня читать. Но со временем меня затянул процесс написания, создания рассказов, претворения мыслей в слова, и сегодня я, скорее, как тот малыш вряд ли отступлюсь. В моём мире героев, приключенческих историй и собственных размышлений нет места для дедлайнов и эффективности, здесь нега, любовь, добро и бескрайний простор для фантазии, уносящий меня далеко-далеко от работы в офисе, горького опыта прожитых лет и старых обид. Моя мотивация писать — желание творить и радовать читателей. А будет ли результат из моей писательской деятельности, в коей я, по правде говоря, только начинаю развиваться и становиться, время покажет.
Друзья, наш мир удивительный, многогранный и сложный, и я сердечно Вам желаю открывать его для себя, просвещаться в тех сферах, которые интересуют именно Вас. Не бойтесь ошибиться или упасть, верьте в свои силы, идите своим путём, отличным от других, и помните, не боги горшки обжигают. А если Вас одолеют сомнения, то вспомните, как Вы учились делать первые шаги!
Искренне Ваша,
Виктория Стальная