В предыдущих трех заметках мы предположили, что нужно, чтобы охота (в смысле природопользования) восстановилась до системы (до оптимума), устойчиво существовала, а местами - процветала (выделив из списка ресурсов наиболее плодовитые, урожайные, а из списка услуг - востребованные или потенциально рыночные).
Но, поскольку явление обсуждалось неактивно. Заключаю, что охота-спорт интереснее охоты-природопользования (которая есть простой механизм регулирования, а не варварский обычай (зеленая цитата), существующий уже миллионы лет).
Потому завершим краткий цикл кратким же ответом на бездонный и традиционно русский вопрос – «а на сигá всё это».
Аргументы против охоты, и как спорта, и как пользования от бездельников простые. Для спорта есть залы. Для стрельбы - тиры. Для запаха солнечных сосен - парки, на крайняк - ароматизаторы. И в магазинах всё есть*. К ним-то и прислушиваются законодатели, изобретая запреты и налоги. Шумны, ибо те.
Наше возражение, что кроме городских бульваров есть еще Россия, затейников не убеждают. Кто живет в сказке, тому лес и глушь есть резерв сырья на экспорт. Для их побега в лучшие места, в итоге.
Ну, еще, может быть, кто в курсе, и которых все устраивает, и не замыслил кто побег - остальная Россия воспринимается ими как источник деликатесов. Которые собирают дикие аборигены (за три копейки), для того спускающиеся с деревьев. И которым это в кайф. А перепродают шустрые перекупы, ой, бизнесмены, за три рубля. Потому что из-за моря рубль перевоз. Почему из-за моря? Логистика мудреная – перевоза-то два. С пола – за море и обратно. А без логистики цена будет рубль и пять копеек. Этак не подрастет по деньгам барыжка.
Не, конечно, счас всплыла тема туризма. Внутри страны. Но как-то чуть скривá. Не через разумное законодательство. Не через приведение конечных объектов в норму. И через заботу о ресурсах (к слову, тотальный запрет - это не забота). Не через заботу о ландшафтах. О среде. О людях с умениями, об уютных домохозяйствах в конце туристского пути.
А через постройку шикарных отелей. Для желающих платить. У дорог. Гламурных кемпингов. Для не очень желающих. У водоемов. И, конечно же - ровных дорог (поскольку по ним ездить - бензин надо, а это - уухх какие прибылЯ. И потому что дороги чинить надо ежегодно – а это – уухх –уухх, какие тоже, уже из бездонного бюджета). Вообще страна, имеющая единственную дорогу, счастлива будет в веках. А народ потом найдет где-нибудь.
Да, не верят домохозяйствам теоретики. И не умеют плясать от печки. И это закономерно – как все устаканится, опять на трубу залезут, и все дела. Зачем им эти мелочи. А дорога для подвоза барахла останется. И то дело.
Вот мы и пришли к печальному выводу, что не нужно затейникам: народа, гармонии внутри страны, разума, согласия и комплексного природопользования. Была бы труба родная, и нету других забот… (как-то так в старой песне пелось).
А инициативы снизу что же? Имеются. Но они увязают в песке** безденежья и кривых законов, родивших кривую практику.
Оттого, вопиющая простота домохозяйств, естественной жизни в естественной природе, а также устойчивое природопользование нынче не в честѝ. Как не в чести простые, честные, совестливые, порядошные, умеренные и бесхитростные. Опять не вписываются в то устройство, что и капитализмом то не назвать.
Так кому нужно устойчивое природопользование, если «интенсивное с/х на добрых черноземах всех прокормит, а ГМО всех сделает довольными (цитата)»?
Ответ прост – никому.
И этих «никому» на Руси осталось всего-то 50 млн. человек. Тех, что вне бульваров и офисов, в природной генетике. А в Сибири и того меньше – 20 млн. всего. Было бы ради кого разумное устройство природопользования строить?
Да, 50 млн. человек на 17 млн. кв.км. природы, маловато будет. Стоит ли о них думать. Надо думать о недрах. Ну и еще об отелях и асфальтах до окраин. По незагруженной чугунке не тот коленкор, поелику. На новых-то машинах «москвичах», ухх, прокатятся жители мегаполисов, на окраины. 10 тыс.км – сюда. На берегу Океана посидеть. И сразу обратно.
Что предлагаю? Так предлагал уже – смычку города с деревней (с). Когда самодеятельный житель тайги принимает самостоятельного жителя города. «Наладить поток желающих услуг - сюда и отток таежных товаров отсюда – наша задача»! - так говорил Мичурин, с самой верхушки клубники, срывая кокосы, прячущиеся среди хвои.
А инвестиций в глубинку можно ждать вечно. Сидеть на краю тайги - и ждать. Как к Луне налетаются пацаны. Все дороги построят. А потом починят. Все города возведут. Тридцатое кольцо в самом лучшем городе мира. Всех демонов поборют. Всем друзьям угодят. Всех страждущих накормят. Всех мерзнущих согреют. Всех обиженных утешат. И праздники отпразднуют затем.
………………
НО. Заглянув в историю запросов, нежданно обнаружил интерес к бизнес-планированию охотничьего х-ва. Отрадно стало. А и есть такая подборка на канале. Здесь.
Что печально. Печально, что активность появляется исключительно при внешнем бардаке. В спокойные времена капиталы смотрят на запад. А если на Восток, то мимо.
...................
(*-это, кто не знает, главный аргумент тех, кто считает себя зелеными, не догадываясь что смешон)
(**-это я по опыту 3-х проектов, к которым имел отношение. Проектов на тему развития устойчивого природопользования, включая туризм (через усилия снизу, с земли). Увы, проектов не наших, не посконных. Посконные мыслят мега-супер проектами и такими же деньгами. По-мелочи и с народом не работают. Народ им в диковинку, не понятен, боятся его, и не верят, по себе судЯ, что ли)