26 апреля 1939 года родился удивительный человек ,которого вряд ли кто-то не знает, советский актёр театра и кино Владислав Дворжецкий. Сейчас ему шел бы восемьдесят пятый год…
Я думаю, что вряд ли кто-то не согласится со мной в том, что у Владислава Дворжецкого очень необычная внешность. Среди его коллег даже ходила шутка, что он родился на Марсе. Лицо с большими и очень выразительными глазами притягивало.
«Бег» – самый первый фильм, в котором я встретился с ним. Фильм сам по себе настолько значительный, что до сих пор мало кого оставляет равнодушным. Снятый снят по роману Михаила Булгакова «Белая гвардия», филь сам по себе настолько монументален, что и самих актеров, и образы персонажей, которых они создали, сделал незабываемыми.
Многие его коллеги с каким-то хвастовством часто говорили, что артистами мечтали быть с детства. Кому-то в этом помогли родители, по стопам которых они пошли. Этого не скажешь про Владислава Дворжецгого. Хотя его отец и был знаменитостью, он мало принимал участия в том, чтобы и его сын выбрал ту же профессию. Да и мог ли он это сделать, если почти сразу после того как Владислав родился, его родители развелись.
Сам Владислав решил стать врачом и после школы закончил медицинское училище. Затем была служба в армии, где его, уже начавшая формироваться медицинская специальность продолжалась – он служил военным медиком. Да и после армии эту профессию он решил продолжать, попытался поступать в Омский медицинский институт. Экзамен он сдал, но по конкурсу не прошел, оценки на вступительных экзаменах подвели.
И тут произошло то, что для многих оказалось неожиданным. Дворжецкий поступает на учебу в театральную студию при Омском ТЮЗе. Совершать необдуманные импульсивные поступки было не его духе. Но и рассказывал он о своих планах мало кому. Даже его друзья не всегда были в курсе, что он планировал по жизни, но если серьезно намечал что-то делать, всегда добивался поставленных задач.
Довольно скрытый по натуре, в жизни он был реалистом. Ему не были свойственны эксперименты. Резкий разворот от медицины мог быть реализацией запасного варианта, и этим он многих удивил. Кто-то просто его не понял, кто-то говорил об отцовских генах.
Театральную студию Владислав закончил с успехом. Его тут же приняли в труппу Омского драматического театра. Однако служба в театре не была гладкой. Все сходились на необыкновенной харизме Дворжецкого. В игре актера чувствовался огромный потенциал и глубина. Да и еще приходилось учитывать очень непростой характер Дворжецкого. Режиссеры побаивались давать ему главные роли. Первые сезоны он был занят в эпизодических ролях и даже в массовке.
И вот однажды ему предложили роль Хлестакова в «Ревизоре» Гоголя. Начались репетиции и сразу отношения Дворжецкого с режиссером не заладились – Владислав Хлестакова хотел играть по-своему. Устав спорить, режиссер снял Дворжецкого с роли.
Дворжецкий часто вспоминал, что это был первый серьёзный и неудачный опыт работы с режиссёром. Он запомнил эту свою неудачу на всю жизнь и неоднократно говорил, что тогда сделал для себя вывод – по-настоящему профессиональный актёр должен играть роль не так, как хочет сам, а так, как это хочет режиссёр. И даже если актёр уверен в том, что режиссёр неправ, он не должен упорствовать на своем. Актер – инструмент, режиссер – мастер!
Только полностью отказаться от своего видения роли, которую он играл, Дворжецкий все же не мог, но когда у него началась успешная кинокарьера, и он работал с самыми разными режиссёрами, он позволял себе дипломатично и ненавязчиво подсказывать что-то такое, что казалось ему более точным. Впрочем, на своём мнении категорично не настаивал никогда. И режиссёры любили с ним работать.
К написанию этой статьи меня сподвигло одно совпадение со странным случаем из своей жизни. В одной из моих недавних статей « Бежал на электричку, подвернул ногу, и это спасло мне жизнь» я этот случай описывал. В жизни Владислава были случаи похожие. Вообще он был уверен, что некий ангел-хранитель охраняет его с небес от всех несчастий на земле. Например, будучи по натуре человеком пунктуальным и обязательным во всех делах, он никогда не опаздывал и всегда всё делал вовремя. И лишь один раз в жизни он опоздал на поезд, когда надо было ехать в другой город на съёмки. Банально проспал и не услышал сигнал будильника. Он сам рассказывал, что будто снотворное принял, не смог проснуться вовремя. И это был первый и последний раз в его жизни. Но именно это в тот раз его спасло от трагедии.
Тот самый поезд, на который он опоздал, попал в железнодорожную катастрофу, больше других пострадали два последних вагона, и пассажиры в них, либо погибли, либо получили тяжелейшие травмы. А ведь именно в последний купейный вагон у Дворжецкогои был билет.
Это был не единственный случай, когда какое-то провидение спасло Дворжецкого. Примерно года через два, поздней ночью артист ехал на очередные съёмки в студийной легковой машине. Водитель на секунду задремал и на полном ходу врезался в стоящую на обочине фуру. От страшного удара у машины буквально срезало крышу, и сам водитель мгновенно погиб на месте. А Владислав каким-то непостижимым чудом практически не пострадал, отделавшись лишь испугом и небольшим ушибом. Как не уверовать в ангела-хранителя после таких происшествий!
Кинорежиссёры не просто любили Дворжецкого, боготворили его за талант и работоспособность. Он мог повторять дубли бесконечное количество раз с полной отдачей. Однажды в Крыму на съёмках фильма «Встреча на далёком меридиане» многие заметили, что Владислав был сильно бледен и рассеян, такого с ним раньше никогда ранее не случалось. Режиссёр заподозрил что-то неладное и настоял на том, что его осмотрели врачи. После обследования в местной больнице выяснилось, что за очень короткое время – в течение последнего месяца Владислав перенес на ногах два инфаркта, не заметив этого, и лишь чудом остался жив.
36-летнего актёра незамедлительно положили в больницу, где он проходил реабилитацию почти полгода.
Доктора предупреждали, что любое напряжение может оказаться для него пагубным, что нужно жалеть себя и свое здоровье, но, буквально сразу после выписки, несмотря ни на какие предупреждения докторов, он опять окунулся в работу. Много играл в театре и снимался в кино.
В мае 1978 года, театр был на гастролях в Гомеле, Владислав Дворжецкий внезапно почувствовал себя плохо и вскоре скончался в своем гостиничном номере. Когда его обнаружили, он лежал на диване с книгой в руках. На этот раз третий приступ инфаркта его убил. А было актёру на момент смерти всего 39 лет.
Я часто думаю, когда уходят такие замечательные, такие большие люди, их герои с экрана продолжают общаться с нами. Наверное, так оно и есть.