История - сложная штука, и как учебный предмет, и научная область, и материал для художественной литературы, поэтому к ней так мало обращаются. Кроме советских писателей исторического романа, таких как Пикуль и Балашов и вспомнить некого. Из современных только Акунин и Яхина описывают те темы, проводя параллели с сегодняшним днем, которые редко затрагиваются авторами. Большинство из серьезных писателей и беллетристов используют историю всего лишь как декорации для семейных саг на фоне событий бурного двадцатого века или детективов и любовных романов имперской России про дам с зонтиками и хруст французской булки. Проще писать о выдуманных фантазийных вселенных или бесконечных антиутопических альтернативных мирах, что не требует какой-то достоверности и проверенной исторической фактуры.
Настоящим явлением в нашей литературе можно назвать Алексея Иванова, уральского хранителя старины и истории своего региона, Пермского края и Уральского хребта. Пусть для высокомерных московских снобов это всего лишь ремесленные работы на фоне провинциальной экзотики, для широкого читателя-это путешествие на машине времени в разные эпохи нашей страны, которую населяли разные народы и этносы, со своим самоощущением и мировоззрением, состоящей из разных кусков своеобычного мира, будь то пермские леса и реки или, западная Сибирь или прибалтийские земли.
И в его романах нет правых и неправых, автор не за немцев и не за большевиков в “Тенях тевтонов” или красных и белых в “Бронепароходах”, он за человека, которых остается таким, несмотря на бурю истории и перемен, над которыми человек, как бы он не старался и пыжился. не властен. Побеждает только вера в людей и надежда на будущее, а все битвы идеологий и партий – это всего лишь ширма и дымовая завеса для карьеристов и властолюбцев. В каждом своем историческом романе Иванов погружает через многочисленные названия и термины, немецкие в “Тени тевтонов” и специальные судоходные в “Бронепароходах”, в эпоху и психологию социума, которые вокруг него обтают и существуют. Капитаны, судовладельцы, грузчики, матросы, промышленники, инженеры, моряки, авантюристы всех мастей или лоцманы, гауляйтеры, профессоры, комиссары, солдаты, вервольфовцы, подпольщики, поляки и евреи, страшные русские коммунисты. И каждый в страшных обстоятельствах делает выбор, от которого зависит жизнь и судьба. Кто-то делает все для себя, как Кох или Горецкий, переступая через людей без зазрений совести, а кто-то рискует и жертвует своей жизнь для другого, как грозный Мамедов для Алеши, а Володя для Хельги. Или есть просто фанатики своего дела, как Иван Диодорыч в своем речной флоте или Людерс, который все не может отойти от веры в величие идей нацизма и жертвует всем, когда это уже никому не нужно.
История-это мясорубка или лотерея, через которую пройдут не все. И это не зависит от талантов, умений, происхождения, состояния, наличия или отсутствия совести, чести, достоинства. Ей нужны жертвы, на которых она сможет продолжаться, жертву приносят добровольно, во имя прогресса или идеи, разрушая жизни других, или она сама забирает ненужные и отжившие типы людей, оставляя их в прошлом, на страницах книг. Если, конечно, про них вспомнят писатели, и вокруг какого-то исторического факта не построят целый мир, уже виртуальный и никому не нужный. Иначе мы не наступали все время на одни и те же грабли, повторяя предыдущий опыт, помогая Дьяволу, и не смотрели в будущее и шли новыми путями, помогая Творцу.