Тут Захар Прилепин во всеуслышанье назвал психологию псевдонаукой посмеялся о необходимости лечения посттравматического синдрома у военных. И якобы рядом находящиеся сослуживцы его поддержали. Мол, да нам это не надо!
Знаете, у меня есть одна знакомая семья, которая тоже считает, что психология это даже не наука. Да вот только каким-то странным образом они повели своего ребенка на лечение к душевному мастеру, да еще и остеопату, потому что специалист им сказал, что дети после кесарева сечения не умеют преодолевать жизненные трудности. Мол, первого психологического преодоления не состоялось, настоящего пропуска в жизнь не получено. Надо заново ребенку этот путь пройти...
Захар приводит в пример годы после Второй мировой, когда наши прадеды с головой окунулись в мирную жизнь и все были как на подбор адекватные, добрые, замечательные люди. Да, да... только прадедушка мой подпрыгивал иногда по ночам. И он ничего не хотел рассказывать про войну, - сколько внуки его не доставали. Категорически, никогда и ничего! А так, да, все нормально. Кстати, немаловажный фактор - его действительно не стоит забывать. В послевоенные годы нашей стране нужно было снова выживать. И просто напросто, людям было некогда думать о своей душевной боли. Физический труд действительно излечивает, - это вам всякий психолог подтвердит. Главное только, чтобы этого труда было очень много, чтобы он изматывал, чтобы думать было некогда. Это хорошо работало, - был ведь хороший мотиватор - желание дальше жить и необходимость прилагать для этого усилия. - Вот именно это и работало в годы после второй мировой. Сейчас, дай Бог, мы до такого не дойдем...
Еще Захар приводит в пример соратников по борьбе. Вот, мол, посмотрите, я не один это сказал, - люди меня поддерживают. Ага-ага, да-да, еще бы мужики да при всех его не поддержали! Нашелся бы кто-нибудь один такой смелый, встал при вех и сказал бы: нет, Захарушка, ты не прав. Я вот в психологической реабилитации после войны категорически нуждаюсь! - Да это было бы то же самое, что обосс-ться признаться в своей нетрадиционной ориентации слабости и несостоятельности в настоящем суровом мужском обществе!
Конечно, не стоит забывать, - психология это не лекарство от всего. Более того, психолог это как стоматолог - не всегда хороший, а еще может конкретно тебе не подойти. Кроме того, есть технология, доступная для самостоятельной реабилитации каждого и без психолога - просто не думать. Не думать о том, что прошел, не думать о своей боли. Так, она сама, рано или поздно, забудется. Только в этой технологии есть одна очень распространенная ошибка - не думать, не значит, спрятаться!!! Многие именно прячутся от боли, закапывая ее все дальше в пыльные сундуки своей психики. А потом внешне кажутся здоровыми, а по ночам подпрыгивают и кричат.
Наверное, Захар считает, что мужчины не плачут - у всех внутри железнодорожная шпала, пропитанная креозотом. Да только вот, оказывается, маленьких мужчин нужно обнимать и жалеть. И это такие-же люди, как и женщины - только выглядят более мужественно.
Разумеется, о необходимости психологической реабилитации стоит спрашивать самих мужчин. И не при остальных мужчинах, и не при таком бравом и смелом вояке, как Захар Прилепин, а наедине. Анонимно вообще. Тем более, об этом стоит поговорить с теми, кто прошел плен и пытки. С теми, кто видел расстрелы детей. С теми, кого лишили важных органов... У тех молодых парней, которых лишили детородной функции, с психологом были бы шансы справиться. Да, новые реалии жизни не особенно радуют, но все-таки их жизнь была бы ценна такая, какая она есть. Но, некоторые не дали себе шанса..
От себя мне хочется сказать одно. Мой отец участвовал в Афганской войне. Лет десять после он воевал во сне: подпрыгивал, что-то кричал. Потом просто начал пить. Стал более агрессивен. Прожил ли он послевоенный синдром без психологов? - Разумеется! Преодолел ли? - Не знаю...