В каком-то смысле «Хоббит» Дж. Р. Р. Толкина изменил мир. Он заставил иначе взглянуть на жанр фэнтези, вернул сказки с детских полок во взрослые книжные шкафы. Эта простенькая, но гениальная история была опубликована в День Осеннего Солнцестояния, 21 сентября 1937 года.
На самом деле подобрать персонажей, которые органично бы смотрелись в «Хоббите», оказалось не самой простой задачей. Ведь требовалось создавать не просто смешные картинки, но и продумать, какие именно архетипы затронул Толкин, что его книга отозвалась в таком количестве сердец.
Бильбо Бэггинс
Могу поклясться, что ассоциация Бильбо и Санчо Пансы пришла мне в голову намного раньше, чем прочитала в «Википедии» мнение, что путешествие Бэггинса может быть продиктовано сочинениями писателя Уильяма Морриса о его путешествии по Исландии в 1870-х годах. Ну, посмотрите на эту карикатуру, это же типичный Санчо Панса!
Бильбо — сайдкик, комический персонаж при герое. Но никакой фигуры героя в «Хоббите» нет, становиться героем Бильбо приходится самому. Интересно, что Бильбо так и не становится трагической, эпической фигурой. Он может продолжать жить в Шире, пусть кольцо, которое он приобрел в путешествиях, и меняет его. Фродо меняется под тяжестью пережитого, но Бильбо удается остаться собой. Во второй части «Дон Кихота» довольно много уделено внимания приключениям самого Санчо без своего господина, и он также демонстрирует, что крестьянская смекалка и здравое отношение к жизни значат не меньше, чем попытка привнести романтику в быт.
Хотя нейросеть во втором случае слишком креативно подошла к созданию «пони», всё же результат налицо — персонажа реально можно легко поместить в оба произведения. Если, конечно, слегка поменять средство передвижения…
После основательного напряжения памяти, вспомнился еще один персонаж-коротышка, который является главным героем сам, а не призван оттенять другого.
Без фирменных усов узнать сложно, но это — Эркюль Пуаро, как бы он выглядел в мире Толкина!
Некоторое время мне казалось забавным, что до Бильбо Бэггинса не существовало чисто английского образа толстячка, думающего о быте, но потом словно обухом ударило. Да как же! Самый английский образ!
Сэмюэль Пиквик из «Посмертных записок Пиквикского клуба» Ч. Диккенса собственной персоной! Добродушие, желание поесть и внезапная страсть к приключениям — всё на месте!
Гэндальф
Мне казалось, что выбрать нечто из классических произведений (а ведь мне хотелось брать не современные, а те, с которыми Толкин мог быть знаком) для Гэндальфа — непосильный труд. Он целиком и полностью мифологический персонаж, пришедший из скандинавских мифов. Трикстер и одновременно великий учитель. Но снова Диккенс пришел мне на помощь!
Я влюбилась в этого Гэндальфа в виде Духа нынешнего Рождества. Тем более, что нейросетка Кандинский наконец сделала для меня картинку в стилистике фэнтези-фильма 70-х или 80-х годов, чего я так долго добивалась!
Ну и раз уж на то пошло, то используем и тот образ, который, видимо, и был основным у Толкина, то есть — колдуна Мерлина. Я слишком привыкла к кельтскому фольклору, где Мирддин Эмрис вечно молод, а стариком выглядит только во время предсказаний, да и современные экранизации давно изменили мое восприятие этого персонажа, так что он пришел мне в голову в последнюю очередь.
Если кто знает, то сам Толкин переложил на современный ему английский язык поэму «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь». Так что сам Бог велел попробовать увидеть Гэндальфа и в образе этого духа вечной весны. А в качестве отправной точки для генераций был выбран не очень известный фильм 1984 года «Меч храбреца», где Зеленого Рыцаря сыграл Шон Коннери. Кстати, Шон Коннери, равно как и исполнитель роли Гэндальфа в «Хоббите» — Йен Маккеллен, посвящены в рыцари и в реальной жизни.
Торин Дубощит
Торин — трагическая фигура. Начав свой путь, как герой без страха и упрека, постепенно он становится антагонистом, но при этом всё равно обаятельным персонажем. Как и многие иные исследователи, я увидела в нём шекспировского героя. Но не Макбета (тот сразу задумал злодейство, а потом лишь усугублял грехи), а Гамлета.
Попытка привнести Торина Дубощита в век девятнадцатый, увидеть в нём изменившегося героя, вызвало мое: «Свят-свят-свят!» Кажется, мистер Дарси из Торина получился сильно так себе. Может, потому что Дарси менялся в лучшую сторону, а не в худшую, может, лицо Колина Ферта вообще не стоит с кем-то скрещивать, а может, это у меня искаженный вкус, но на меня подобный мистер Дарси произвел гнетущее впечатление!
Следующая цепочка ассоциаций отнюдь не явная. Персонаж с серой моралью, но который показывает себя с хорошей стороны, когда заботится о ком-то более слабом? Это же Джон Сильвер! Да, в разных экранизациях его образ решают по-разному, но в диснеевской версии «Планеты сокровищ» вовсю раскручен образ челове… гм, гуманоида, который проявляет лучшие черты, заботясь о Джиме Хокинсе.
Остальные гномы
Ну, тут всего два варианта — реальные гномы из мифов либо же гномы из Белоснежки. Переделок, где к Бильбо приходят диснеевские гномы, либо Фили, Кили и компания стоят у хрустального гроба, и так полно. Нейросетка же увидела эту компанию так.
Я не знаю, что за чудище с пушистым хвостом лежит у них на столе. И предпочту не думать о том, как именно нейросетка видит их рацион.
Король эльфов
Король лесных эльфов в «Хоббите» не назван. Но так как дополнений к Средиземью Толкин выпустил во множестве, то об этом короле у нас уже точные биографические сведения. А в фильме-трилогии «Хоббит» он и так получил массу экранного времени. Героев, обладающих самомнением и снисходительно глядящих на мир, в английской литературе полно, но требовался кто-то достаточно харизматичный. Уже много лет я ношусь с идеей мэшапа «Джейн Эйр и король эльфов», где вполне очевидно, кем оказывается Рочестер. Референсом послужил любимый кино-Рочестер — Тимоти Далтон. И я очень старалась, чтобы на лице Рочестера в генерациях читалось знакомое по фильмам выражение папы Леголаса: «Трандуил, трандую и буду трандуить!»
Само собой, вспомнила и про Уильяма нашего Шекспира. Но из Оберона Трандуил получился, на мой взгляд, так себе. Определенно, эльфийского короля всегда красит лось!
А при попытке попробовать Тимоти Далтона в роли Трандуила (да, я вижу именно в этой роли, если бы фильмы снимались в 80-е), получился… Элронд!
Смауг
Драконы — это персонажи сказок, и мне пришлось поломать голову, чтобы вспомнить в классике дракона, который обладал бы хоть какими-то индивидуальными чертами. Но он есть! И звать его Бармаглот, он же Джаббервоки!
И под конец я просто смешала два изображения — кадр из фильма и раскрашенную версию Джаббервоки. Оу, нейросетка даже нарисовала хоббита рядом с драконом. Мне кажется, нейросетки обучаются нечеловечески быстро!
Бард Лучник
Вот тут пришлось напрячь память. Лучников из художественной литературы я помню не так уж много. Пошла по пути наименьшего сопротивления и сперва выбрала для моделирования рыцаря. Бард Айвенго превратился в Тора в исполнении Криса Хемсворта.
Самое забавное, но когда я попыталась сделать английского боумена, – одного из английских лучников, которые прославились во время Столетней войны и являются персонажами таких романов Артура Конан Дойля, как «Белый отряд» и «Сэр Найджел», снова получился Крис Хемсворт. У нейросетки свой взгляд на кастинг!
В минуту отчаяния от перенапряжения фантазии мне показалась отличной идея посмотреть на Барда в виде доктора Ливси. Ну, положительный герой, защита слабых и так далее… Само собой, я выбрала Ливси из советской мультэкранизации: «Для вас слово смерть и моя стрела — означают одно и то же! Аха-ха-ха!»
Голлум
Когда я вспомнила, что надо сгенерить еще и Голлума, то первой моей реакцией было: «Ну нет, я, пожалуй, пойду отсюда подальше». Никого и близко похожего в мировой литературе не наблюдалось. «Википедия» тоже не особо подавала идей. Просто какие-то искаженные персонажи? Каин? Какой-то старик в романе Хаггарда? Более-менее перспективно выглядел только чудовищный Калебан из шекспировский «Бури».
Но промучившись достаточное количество времени, меня осенило. Обратно, обратно к наследию самого Толкина! К очередной легенде, которую он изучал! Голлум — это же типичный Грендель из легенды о «Беовульфе»! А у меня есть и шикарный референс из фильма «Беовульф и Грендель» с участием Джерарда Батлера.
А кого из мировой классики в качестве таких же архетипичных героев выбрали бы вы?
Автор: Энджи Эфенди
Больше интересных статей, фактов и рецензий в Telegram-канале Лайвлиба. Подписывайтесь!