Несмотря на официальное оформление прав детей, пенсионерка считает себя «главной»...
За консультацией по вопросам наследства и имущественных прав обратился Виктор З. из Санкт-Петербурга, рассказавший о нарастающем конфликте с матерью у него и у его родной сестры Натальи. Далее – история с его слов.
Разделили по-честному. Как нам казалось…
Наш отец умер в 2017 году. Мне был 21 года, сестре 17 лет. Последние годы они с матерью постоянно ругались, даже собирались разводиться, но потом вроде бы все затихло. И вдруг отец умирает в 54 года, сердце прихватило. Он был весьма зажиточным человеком, при этом солидная часть имущества юридически, как нам потом пояснили, не являлась совместным имуществом с матерью.
От него осталось следующее имущество:
- Жилой дом в пригороде, в 200 кв.м., примерной стоимостью около 10 млн. рублей;
- 3 квартиры в Санкт-Петербурге, трехкомнатная из которых была куплена во время брака, а две других (2 и 1-комнатные) – унаследованы от его матери и его бабушки;
- 2 нежилых помещения в городе, одно (большое офисное здание на 150 кв.м.) – в одном городке в Ленинградской области. Все помещения не подлежали разделу как совместное имущество, так как были завещаны ему отцом в свое время.
- 2 автомобиля.
- Примерно 2 млн. рублей на счетах в банке.
Общая стоимость имущества превысила 60 млн. рублей. Мать выделила свою долю как супруга, а оставшуюся часть поделили, как и полагается по закону, по 1/3 на каждого: на мать, меня и сестру.
Автомобили разделили по соглашению после оформления наследства. Фургон был передан матери и ей продан, а старенький BMW был отписан мне, но я был вынужден его продать через полгода, потому что машина требовала слишком много денег.
Примерная стоимость наших с сестрой долей составила по 13 млн. рублей каждому.
По факту, после оформления имуществом распоряжалась мать. Мы с сестрой завершали обучение, оплата всех затрат шла с нашей доли в деньгах на банковском счете. Мы, кстати, с этого счета после оформления вернули матери расходы на пошлины и оформление наследства в пропорциях к своим долям.
Мать же получала полностью арендную плату от сдачи всего массива имущества, общий ее размер составлял около 220-250 тысяч рублей в месяц. С этих денег мы ничего не видели, своей доли не просили.
Еще по теме:
Мама, имей совесть!
Первый конфликт возник, когда встал вопрос о нашем отселении. Я хотел переехать в город и предложил поселиться в «однушке», на что мать ответила категорическим отказом.
- Или живи в доме или снимай за свой счет, – таков был ее ответ.
Мы первый раз поругались. Мать говорила, что это имущество принадлежит ей, а мы лишь формальные наследники, так как после смерти супруга все имущество должно отходить именно супруге.
Ссылки на закон на нее никакого значения не имели – «Так всегда было у нас в семье – наследство получает супруг, детям оно положено после смерти обоих родителей».
Аналогичная отповедь была дана и сестре в прошлом голу, когда она попросила или вселиться в квартиру или же продать свою долю в ней в обмен на первоначальный взнос на ипотеку.
В начале 2022 года у нас с матерью состоялся серьезный разговор касаемо нашего имущества.
Выходило так, что нам официально принадлежало:
- По 1/6 доле в жилом доме и в 3-комнатной квартире;
- По 1/3 доле в 2 и 1-комнатных квартирах;
- По 1/3 доле в трех нежилых помещениях.
Мы с сестрой предложили подарить свои доли в доме и трехкомнатной квартире матери, так же отказаться от своих долей в одном нежилом помещении в Санкт-Петербурге. Мать, в свою очередь отказывается от долей в 2 и 1-комнатной квартире и от второго помещения в городе и помещения в области.
В итоге мне должна была достаться «однушка» и нежилое помещение в городе, сестре же отходила «двушка» и помещение в области, мать оставалась единственной владелицей дома, 3-комнатной квартиры и самого большого помещения в городе.
Мать отказалась даже обсуждать возможные варианты и устроила жуткий скандал, сказав, что до ее смерти мы ничего больше не получим.
Нужно имущество? Ждите, пока в иной мир не соберусь. Как-то дико слышать это от человека в возрасте 58 лет…
Мы так и остались "сидеть на миллионах", не имея ни прав, ни возможности ими распоряжаться.
Еще по теме:
Маразм крепчал…
Сейчас ей подвернулся покупатель на помещение в Ленинградской области за хорошую цену в 10 млн. рублей и она требует от нас оформления дарственной (!) своих долей в ее пользу.
Мы же с сестрой стоим на своем: согласны лишь на продажу имущества как есть, с зачислением каждому стоимости здания пропорционально долям. То есть по 3,3 млн. рублей.
Разумеется, мать против. В ход идут угрозы, истерики, шантаж, вызовы «скорой» и угрозы завещать имущество кому угодно.
Знакомые подсказали, что мы можем продать свои доли без согласия сособственника.
Так ли это? И вправе ли мать забирать деньги от аренды себе, не делясь с нами? И чем нам грозит завещание имущества третьим лицам?
Мать по закону категорически не права
Во-первых, все доходы, полученные от использования совместного имущества, принадлежат его владельцам, если иное не установлено соглашением о порядке использования такого имущества.
Вы вправе через суд потребовать взыскания свой доли, а заодно и потребовать установления порядка пользованием имуществом. Здесь нужно выяснить, как и на каком основании мать сдает имущество в аренду без Вашего официального согласия. Возможно, есть договор на всех, без регистрации на 11 месяцев, еще и фиктивный – с чужими подписями, вместо Ваших.
Во-вторых, Вы имеете право продать свои доли в имуществе, предложив сперва другим совладельцам их купить. Т.е. предлагаете матери покупку. Ждете 30 дней. Выставляете на продажу. Но сразу предупредим: «потеря» в цене будет около 20-30% от рыночной стоимости, нежели от продажи объекта целиком.
В-третьих, мать вправе завещать свои доли третьим лицам, но это никоим образом не лишит Вас права требовать своей доли дохода за свои доли или же продать их кому угодно с соблюдением порядка, установленного в ГК РФ.
В Вашей ситуации нужно собирать все документы на имущество идти к юристу, чтобы непосредственно на месте решить – что хотите Вы и как Ваши желания можно реализовать с наименьшими финансовыми потерями.