Найти тему
КиноНезнайка

Фильм "Барби" не про феминизм, а про феминизм

Изображение: постер фильма "Барби"
Изображение: постер фильма "Барби"

“БАРБИ”

Год: 2023

Режиссерка: Грета Гервиг

Жанр: комедия, приключения, фэнтези

Формат: полный метр (1:54/114 мин.)

В ролях: Марго Робби, Райан Гослинг, Америка Феррера,

Кинопоиск: 6,7

IMDb: 7,1

В тридевятом царстве, в тридевятом государстве, куда добираться надо сперва на роликах, потом на велосипеде, потом на ракете, потом на лодке, а затем на машине жила была одна стереотипная Барби, в исполнении прекрасной Марго Робби. Царство это называлось Барбиленд. И было оно до скрипа пластиковым, до слез из глаз розовым и до тошноты приторно идеальным. Ну, во всяком случае, идеальным его считали почти все Барби живущие там.

Ходили все жительницы этой страны исключительно походкой от бедра и на носочках, занимали все возможные и невозможные посты во всех структурах и организациях, получали нобелевские премии, каждую ночь проводили девичники и совершенно не задумывались о Кенах, жизнь которых напрямую зависела от внимания той или иной Барби.

И вот однажды случилось невозможное. Та самая стереотипная, ничем особо не примечательная Барби, неожиданно, сама для себя задумалась о смерти. Потом случились еще более невероятные вещи: утром она ощутила запах изо рта, сожгла тост и о, Боже, спустилась с носочков, и ее пятка впервые почувствовала пол.

Неожиданно идеальный мир рухнул. И чтобы все вернуть на место нужно попасть в реальный и узнать, что происходит с той, кто в нее играет.

Изображение: кадр из фильма "Барби"
Изображение: кадр из фильма "Барби"

Было очень много шума из-за, так называемой, актуальной повестки. Говорить о том, что ее там нет не буду. Она есть. Но! Во-первых, она очень даже уместна в контексте конкретной истории, она ее неотъемлемая часть, а не просто прилеплена сбоку уродливым бантом, просто, чтобы быть. Во-вторых, она далеко не так однобока, как многие утверждают.

И даже если вы не видите, то, что фильм демонстрирует обе стороны медали, как показалось мне, давайте подумаем о другом. Так исторически сложилось, что кино — это по большей части патриархальное искусство (как иронично), хоть талантливые кинематографистки и были на протяжении всей его истории. Долгое время в фильмах даже не существовало главных героинь. Не женский образ. А настоящий, способный действовать и принимать решения женский персонаж. Мир в кино транслировался так, как его видит мужчина. Поэтому появился ряд, даже не фильмов - жанров, якобы, “мужского” кино. В него входят боевики, криминальные и спортивные драмы, фильмы о машинах и так далее. Они, как правило, придуманы, сняты, и направлены на аудиторию сильного пола. (Я не очень согласна с таким разделением, так как считаю, что хорошее кино, будет хорошим вне зависимости от того какого пола зритель его смотрит. Но решила бить тем же оружием.)

А теперь давайте заглянем в титры после фильма “Барби”. Режиссерка — Грета Гервиг, она же является одним из двух автором сценария, Марго Робби входит в список основных продюсеров,и изначально вообще не планировала играть ту саму куклу. То есть, главная тройка: режиссер, сценарист, продюсер — женщины, и основная целевая аудитория фильма — женщины, об этом даже само название картины говорит. Так почему хорошее “мужское” кино ни у кого не вызывает вопросов, претензий, полемик, а “женское” — да?

Изображение: кадр из фильма"Барби"
Изображение: кадр из фильма"Барби"

И мы за всем этим шумом забываем увидеть в “Барби” хорошее кино. Драматургически — нет вопросов. У всех основных героев есть понятные и легко прослеживаемые сюжетные арки. Если подумать, такая арка прописана даже у Барбиленда, как социума. Действие динамичное, не топчащееся на месте. Помимо самого приключения Барби и Кена, нам показывают историю матери и дочери с их проблемами, волнения в кукольном государстве и даже руководство компании Mattel создающих эти игрушки. Сюжетных дыр, и развешанных, но не использованных ружей, я не заметила.

С технической стороны тоже все более чем хорошо. Декорации игрушечного города, хоть и до ужаса розовые, но действительно напоминают домики для кукол, и хочется отдельно похвалить художников и декораторов. Некоторые наряды пластиковых героев воссоздают образы действительно выпущенных игрушек. Мы легко можем определить, где реальный мир, а где Барбиленд, не только по архитектуре, но и по звуку, реальный более шумный, более “грязный” в этом плане, по цветокоррекции изображения, опять же фантастический мир более яркий и контрастный, а в нашем, все спокойнее приглушеннее, даже по пластики и мимики героев можно отличить кукол, от людей.

Все актеры на своих местах. Марго Робби и Райан Гослинг, идеальные Барби и Кен. В их актерских способностях никто давно не сомневается, однако, здесь им было где повеселиться. Каждое движение и взгляд немного утрированы, но не переходят черту переигрывания, доказывая нам, что на экране куклы, а не люди с их естественным взаимодействием с окружающим пространством.

Изображение: кадр из фильма "Барби"
Изображение: кадр из фильма "Барби"

Вообще, давайте не забывать, что это сатира на все наше общество. И на маскулинность, и на радикальный феминизм, и на общество потребления, и на большие корпорации, и, и, и… Все, что мы видим на экране один большой, очень сильно утрированный, местами действительно забавный фарс. Фарс, который говорит с нами на не серьезном языке о серьезных вещах.

Барби пришла в наш мир в полной уверенности, что она “научила женщин говорить”.Кукла столько лет показывала маленьким девочкам, что они могут все: быть врачами, бизнес леди, президентками. А здесь ее называют фашистской потому, что она лишь укрепила в сознании людей образ идеальной женщины, вырастив у самих девочек кучу комплексов, а так же поощрила объективизацию и сексуализацию женщины в обществе.

Кен напротив, пришел в реальность лишь тенью Барби, напитался самоуверенностью мужчин, и решил устроить революцию, в совсем не идеальном игрушечном мире.

И да, мир в котором правят только женщины не идеален. И нам это показали. Утрированный, гиперболизированный феминизм не есть хорошо. Но и приход к полноценной власти мужчин, тоже не построил утопию. И пусть, все увиденное, стоит делить надвое, но то, что стало происходить в Барбиленде после того, как оно превратилось в Кенлевство, всем нам до боли знакомо. Не правда ли? Мы ведь действительно все еще живем в мире, где немало женщин готовы терпеть многое, лишь бы не остаться одной. То самое: “бьет, значит любит”. В “Барби” никто, не бьет представительниц прекрасного пола, но штрихи потребительского отношения к ним прорисованы очень четко.

Оказывается, что ни Барби, ни Кен не идеальны, даже несмотря на то, что они куклы. Что уж говорить про обычных живых людей?

Изображение: кадр из фильма "Барби"
Изображение: кадр из фильма "Барби"

Да, последняя треть фильма, буквально транслирует мысли большинства девушек мира. Ведь каждая задумывалась о том, как совершить невозможное. Реализоваться и построить карьеру, родить детей и быть хорошей матерью, при этом оставаться хозяйкой, женой, красоткой, не сойти с ума, а после еще найти время на сон? Но почему рассуждать об этом с экрана кинотеатра — плохо?

Да, это фильм про феминизм. Однако, напомню, что классический феминизм, это не про превосходство женщин. Это про равенство гендеров. Про гармонию, в конце концов.

В “Барби”, как и в обычной жизни все сводится к личности. Там буквально говорят о ценности каждого отдельного человека. О том, что нужно просто быть собой. Авторы картины не возвеличивают женщин. Просто напоминают нам, что не стоит оставлять в собственной тени ближнего своего. Все мы люди. Ну, и к слову, женщина тоже может говорить, в том числе и через кинематограф.

Это не идеальный фильм. У него есть свои шероховатости. Но мне он действительно, субъективно, чисто по-человечески, понравился. Он меня улыбнул, и при этом напомнил об очень многих важных вещах.

Это было мнение Кинонезнайки о фильме "Барби". А что думаете вы?

Ссылка на мой телеграм, там всегда можно узнать чуть больше: t.me/kinonez

Ссылка на предыдущий материал:

Страсть, нелюбовь и “танго белого мотылька” - сериал “Я знаю, но…”
КиноНезнайка7 сентября 2021