“БАРБИ”
Год: 2023
Режиссерка: Грета Гервиг
Жанр: комедия, приключения, фэнтези
Формат: полный метр (1:54/114 мин.)
В ролях: Марго Робби, Райан Гослинг, Америка Феррера,
Кинопоиск: 6,7
IMDb: 7,1
В тридевятом царстве, в тридевятом государстве, куда добираться надо сперва на роликах, потом на велосипеде, потом на ракете, потом на лодке, а затем на машине жила была одна стереотипная Барби, в исполнении прекрасной Марго Робби. Царство это называлось Барбиленд. И было оно до скрипа пластиковым, до слез из глаз розовым и до тошноты приторно идеальным. Ну, во всяком случае, идеальным его считали почти все Барби живущие там.
Ходили все жительницы этой страны исключительно походкой от бедра и на носочках, занимали все возможные и невозможные посты во всех структурах и организациях, получали нобелевские премии, каждую ночь проводили девичники и совершенно не задумывались о Кенах, жизнь которых напрямую зависела от внимания той или иной Барби.
И вот однажды случилось невозможное. Та самая стереотипная, ничем особо не примечательная Барби, неожиданно, сама для себя задумалась о смерти. Потом случились еще более невероятные вещи: утром она ощутила запах изо рта, сожгла тост и о, Боже, спустилась с носочков, и ее пятка впервые почувствовала пол.
Неожиданно идеальный мир рухнул. И чтобы все вернуть на место нужно попасть в реальный и узнать, что происходит с той, кто в нее играет.
Было очень много шума из-за, так называемой, актуальной повестки. Говорить о том, что ее там нет не буду. Она есть. Но! Во-первых, она очень даже уместна в контексте конкретной истории, она ее неотъемлемая часть, а не просто прилеплена сбоку уродливым бантом, просто, чтобы быть. Во-вторых, она далеко не так однобока, как многие утверждают.
И даже если вы не видите, то, что фильм демонстрирует обе стороны медали, как показалось мне, давайте подумаем о другом. Так исторически сложилось, что кино — это по большей части патриархальное искусство (как иронично), хоть талантливые кинематографистки и были на протяжении всей его истории. Долгое время в фильмах даже не существовало главных героинь. Не женский образ. А настоящий, способный действовать и принимать решения женский персонаж. Мир в кино транслировался так, как его видит мужчина. Поэтому появился ряд, даже не фильмов - жанров, якобы, “мужского” кино. В него входят боевики, криминальные и спортивные драмы, фильмы о машинах и так далее. Они, как правило, придуманы, сняты, и направлены на аудиторию сильного пола. (Я не очень согласна с таким разделением, так как считаю, что хорошее кино, будет хорошим вне зависимости от того какого пола зритель его смотрит. Но решила бить тем же оружием.)
А теперь давайте заглянем в титры после фильма “Барби”. Режиссерка — Грета Гервиг, она же является одним из двух автором сценария, Марго Робби входит в список основных продюсеров,и изначально вообще не планировала играть ту саму куклу. То есть, главная тройка: режиссер, сценарист, продюсер — женщины, и основная целевая аудитория фильма — женщины, об этом даже само название картины говорит. Так почему хорошее “мужское” кино ни у кого не вызывает вопросов, претензий, полемик, а “женское” — да?
И мы за всем этим шумом забываем увидеть в “Барби” хорошее кино. Драматургически — нет вопросов. У всех основных героев есть понятные и легко прослеживаемые сюжетные арки. Если подумать, такая арка прописана даже у Барбиленда, как социума. Действие динамичное, не топчащееся на месте. Помимо самого приключения Барби и Кена, нам показывают историю матери и дочери с их проблемами, волнения в кукольном государстве и даже руководство компании Mattel создающих эти игрушки. Сюжетных дыр, и развешанных, но не использованных ружей, я не заметила.
С технической стороны тоже все более чем хорошо. Декорации игрушечного города, хоть и до ужаса розовые, но действительно напоминают домики для кукол, и хочется отдельно похвалить художников и декораторов. Некоторые наряды пластиковых героев воссоздают образы действительно выпущенных игрушек. Мы легко можем определить, где реальный мир, а где Барбиленд, не только по архитектуре, но и по звуку, реальный более шумный, более “грязный” в этом плане, по цветокоррекции изображения, опять же фантастический мир более яркий и контрастный, а в нашем, все спокойнее приглушеннее, даже по пластики и мимики героев можно отличить кукол, от людей.
Все актеры на своих местах. Марго Робби и Райан Гослинг, идеальные Барби и Кен. В их актерских способностях никто давно не сомневается, однако, здесь им было где повеселиться. Каждое движение и взгляд немного утрированы, но не переходят черту переигрывания, доказывая нам, что на экране куклы, а не люди с их естественным взаимодействием с окружающим пространством.
Вообще, давайте не забывать, что это сатира на все наше общество. И на маскулинность, и на радикальный феминизм, и на общество потребления, и на большие корпорации, и, и, и… Все, что мы видим на экране один большой, очень сильно утрированный, местами действительно забавный фарс. Фарс, который говорит с нами на не серьезном языке о серьезных вещах.
Барби пришла в наш мир в полной уверенности, что она “научила женщин говорить”.Кукла столько лет показывала маленьким девочкам, что они могут все: быть врачами, бизнес леди, президентками. А здесь ее называют фашистской потому, что она лишь укрепила в сознании людей образ идеальной женщины, вырастив у самих девочек кучу комплексов, а так же поощрила объективизацию и сексуализацию женщины в обществе.
Кен напротив, пришел в реальность лишь тенью Барби, напитался самоуверенностью мужчин, и решил устроить революцию, в совсем не идеальном игрушечном мире.
И да, мир в котором правят только женщины не идеален. И нам это показали. Утрированный, гиперболизированный феминизм не есть хорошо. Но и приход к полноценной власти мужчин, тоже не построил утопию. И пусть, все увиденное, стоит делить надвое, но то, что стало происходить в Барбиленде после того, как оно превратилось в Кенлевство, всем нам до боли знакомо. Не правда ли? Мы ведь действительно все еще живем в мире, где немало женщин готовы терпеть многое, лишь бы не остаться одной. То самое: “бьет, значит любит”. В “Барби” никто, не бьет представительниц прекрасного пола, но штрихи потребительского отношения к ним прорисованы очень четко.
Оказывается, что ни Барби, ни Кен не идеальны, даже несмотря на то, что они куклы. Что уж говорить про обычных живых людей?
Да, последняя треть фильма, буквально транслирует мысли большинства девушек мира. Ведь каждая задумывалась о том, как совершить невозможное. Реализоваться и построить карьеру, родить детей и быть хорошей матерью, при этом оставаться хозяйкой, женой, красоткой, не сойти с ума, а после еще найти время на сон? Но почему рассуждать об этом с экрана кинотеатра — плохо?
Да, это фильм про феминизм. Однако, напомню, что классический феминизм, это не про превосходство женщин. Это про равенство гендеров. Про гармонию, в конце концов.
В “Барби”, как и в обычной жизни все сводится к личности. Там буквально говорят о ценности каждого отдельного человека. О том, что нужно просто быть собой. Авторы картины не возвеличивают женщин. Просто напоминают нам, что не стоит оставлять в собственной тени ближнего своего. Все мы люди. Ну, и к слову, женщина тоже может говорить, в том числе и через кинематограф.
Это не идеальный фильм. У него есть свои шероховатости. Но мне он действительно, субъективно, чисто по-человечески, понравился. Он меня улыбнул, и при этом напомнил об очень многих важных вещах.
Это было мнение Кинонезнайки о фильме "Барби". А что думаете вы?
Ссылка на мой телеграм, там всегда можно узнать чуть больше: t.me/kinonez
Ссылка на предыдущий материал: