Найти тему

Род и рожаницы, их роль и значение для русского народа

Оглавление
Верховный бог славян Род и рожаницы
Верховный бог славян Род и рожаницы

21 сентября или 8 сентября по юлианскому стилю на Руси отмечается старинный славянский праздник, посвящённый Роду и рожаницам, символизирующим семейное благополучие. Этот праздник своими корнями уходит в отдалённое прошлое, в котором прославляются единые для русских и славян ценности дома, семьи, урожая и благополучия.

С приходом на Русскую землю Христианства, началась борьба с прежними верованиями русских людей, и прежде всего с почитанием Рода, как верховного бога на Руси. Эта борьба велась долго и жёстко, имея целью вытравить из памяти русских людей любое упоминание о Роде. Результатом этой борьбы стало то, что имя верховного бога славян и руси было предано забвению, а на его место пришёл христианский праздник «Рождество Пресвятой Богородицы».

Возможно, имя Рода так и кануло бы в лету, потому как большинство исследователей славянских верований даже не упоминают Рода, ставя во главу угла Перуна и других славянских богов. Некоторые «знатоки язычества», как бы сжалясь, отводят Роду незначительную роль домового — «подпечника», но многочисленные труды христианских «борцов с язычеством» указывают на Рода, как на своего главного противника. Хорош домовой, если против него ополчилась вся «церковная рать».

Род ещё сравнивают со Светом, и это символично. Потому что, именно в день почитания Рода, 8 сентября 1380 года, состоялась Куликовская битва, в которой была одержана победа над многонациональными войсками крымского темника Мамая. И именно там, и только там, фигурирует имя Пересвет. На Руси принято было «перенимать славу» у неприятеля, тем самым возвращать себе победу, утерянную когда-то. Одних городов Переяславлей насчитывается не менее шести. А вот Пересвет всего один. И это символично, что он появился в день почитания Рода, когда русские полки вернули себе некогда утерянный «Свет».

Кем был Род для русских людей

Если задаться целью и поискать информацию о Роде, то найдётся немного. В основном публикуется описание праздника и сопутствующие ему ритуалы, не говоря об истоках этого празднества. В книге советского учёного-археолога, академика Рыбакова Бориса Александровича (1908 — 2001) «Язычество древних славян» даётся объёмная характеристика Роду и рожаницам, как главному богу русского народа и славян до принятия Христианства.

Б. А. Рыбаков в своих исследованиях опирается на труды богословов, которые вели непримиримую борьбу с дохристианскими верованиями славян. В частности, это написанное русским книжником 12-го века «Слово об идолах», основанное на поучении Григория Богослова, направленное против кровавых жертв и вакханалий античного язычества, при этом насыщенное своими вставками о славянских верованиях.

В «Слове об идолах» автор расписывает историю возникновения верований на Руси от примитивных упырей и берегинь, до принятия Христианства. При этом, славянский бог Род сравнивается со многими богами прошлого, но более всего Род сближен с египетским богом Осирисом.

«Наш автор прослеживает историю того славянского культа, который доставлял наибольшее беспокойство русским церковникам, разоблачению и бичеванию которого писателями XI — XII вв. посвящены специальные поучения, — культа Рода и рожаниц; по отношению к этому культу распределяются остальные, более ранние и более поздние.

Исходной точкой культа божеств, связанных с глаголом «рождать», автор «Слова об идолах» считает культ египетского Озириса: «… проклятого же Осирида рождение. Мати бо его ражающи оказися и того створигаа богом и требы ему силны творяху, оканьнии».  В соответственном месте Григорий Богослов ограничился одной фразой: «Здесь (в христианстве) … не растерзание Озириса, другое бедствие, чтимое египтянами, не несчастные приключения Изиды… не ясли Аписа тельца…» Никаких связей культа умирающего и воскресающего Озириса с верованиями других народов у Григория нет; это уже конструкция русского книжника».

© Б. А. Рыбаков. Язычество древних славян.

В «Слове об идолах» говорится о существовании культа Рода и рожаниц не только у египтян, но и у халдеев (вавилонцев), далее он проник к эллинам-грекам (где это связано с почитанием Артемиды), а затем и к римлянам. Не упускает книжник и славян:

«Даже и до словен доиде. Се же словене начали трапезу ставити Роду и рожаницам переже Перуна бога их. А преже того клали требы упиремь и берегыням.»

Далее автор пишет, что по святом крещении Перуна отринули, которому в тайне поклонялись лишь на окраинах. При этом, в открытую продолжали ставить вторые трапезы Роду и рожаницам на хулу святому крещению.

Ценность «Слова об идолах» заключается в том, что в нём показана периодизация этапов славянских верований:

1. Славяне первоначально «клали требы упырям и берегыням».

2. Под влиянием средиземноморских культов славяне «начали трапезу ставши Роду и рожаницам».

3. Выдвинулся культ Перуна (возглавившего список других богов).

4. По принятии христианства «Перуна отринута», но «отай» молились как комплексу богов, возглавляемому Перуном, так и более древним Роду и рожаницам.

Культ Перуна, по мнению русского книжника 11 — 12 веков, только-только выдвинулся на первое место в системе многообразных языческих представлений и не вытеснил, а лишь оттеснил предшествовавшие культы, которые оказались чрезвычайно живучими и доставляли значительно больше хлопот церковникам, чем быстро исчезнувший культ дружинного Перуна. Те самые княжеско-боярские круги, которые недавно вводили культ Перуна, очень быстро сменили его на Христианство.

Перуну после Крещения Руси молились только «по украинам», а о культе Рода и рожениц наши источники говорят как о повсеместном, устойчивом и неистребимом. Известна календарная дата празднеств и пиров в честь рожениц — 8 (21) сентября, день Рождества Пресвятой Богородицы; известно, что «череву работные попы» ради материальных выгод («откладов») примирились с бесовской трапезой в честь Рода и рожаниц.

Кем же был этот могущественный предшественник Перуна, с какой экономической и социальной эпохой связаны Род и сопровождающие его рожаницы, рассмотрим далее.

По непонятной причине исследователи полностью уравняли Рода с рожаницами, не обращая внимания на то очень важное обстоятельство, что Род всегда, во всех источниках упоминается в единственном числе, а рожаницы — всегда во множественном (или в двойственном).

Для славян-земледельцев было совершенно естественно сочетать в одном понятии судьбу и урожай. Культ рожаниц, как женских божеств, покровительствующих рождению чего-то или кого-то, должен был быть многозначным, в нём могли проявляться и черты культа общей плодовитости (людей, промысловых зверей, домашнего скота), и культ божеств, помогавших роженицам, и аграрно-магические представления земледельцев о богинях урожая.

С термином «рожаницы» могли быть связаны мифы охотничьих народов о двух небесных хозяйках, полуженщинах-полулосихах, рождающих всех земных лосей и оленей на потребу людям и волкам.

Очень важным аргументом в пользу того, что рожаницы связаны не с культом предков, а прежде всего с плодородием (или с благополучием через плодородие), является приурочение их годового праздника к празднику урожая — к следующему дню за Рождеством Богородицы, то есть к 9 (22) сентября. К этому сроку завершался обмолот яровых, самой основной части славянского хозяйства. К дню рожаниц становились ясны итоги всего земледельческого года, страда была закончена, хлеб был уже в закромах, и объем урожая был окончательно известен.

Рожаниц чествовали во время «второй трапезы» (то есть второго пира после Рождества Богородицы) хлебом, кашей, творогом и медом. Мед, вероятно, был хмельной, так как постоянно упоминается «питие» и «наполнение черпал». По этнографическим данным, отдельные семьи варили к этому празднику от 10 до 15 корчаг пива. На второй, языческой, трапезе праздника урожая главными были, однако, не рожаницы, а Род; его имя всегда стоит впереди, а рожаницы как бы сопутствуют ему.

Местопребывание Рода указывается в источниках не в доме или под печью, что было бы естественно для домового, а «на воздусе», на небе. Отсюда, с неба, Род «мечеть на землю груды», совсем как античный Зевс бросает на землю громовые камни-метеориты. С именем Рода связаны молния «родиа», наземные источники — «родники» и подземный огонь пекла — «родьство огненное». Этимологически имя Рода связано с такими понятиями, как «природа», «народ», «урожай», «плодородие» и так далее.

Но самым главным и самым существенным является то, что церковные писатели 11 — 13 веков уравнивали Рода со своим верховным Богом, Богом-Отцом Саваофом, Творцом всего мира. Особенно интересно в этом смысле специальное поучение, условно названное издателем «О вдуновении духа в человека». Русские комментатор 12 — 13 веков всю свою статью посвятил противопоставлению языческого Рода христианскому Саваофу как двух равных по могуществу божеств, с той лишь разницей, что язычники, по его мнению, ошибочно приписывают своему богу зарождение жизни и вдуновение духа в человека:

«То ти не Род, седя на воздусе мечеть на землю груды и в том ражаются дети… всем бо есть Творец Бог, а не Род!»

Торжественные пиршества в честь Рода стали главным объектом церковных обличений, и церковники стремились разубедить языческих теологов, считавших, что Род, а не христианский Бог создал всё живое на земле.

Переход от охотничьего, присваивающего хозяйственного комплекса к производящему земледельческо-скотоводческому означал крупнейший переворот во всей жизни человечества, в том числе и в сфере религиозной. Длительная эпоха упырей и берегинь сменилась аграрным культом рожаниц и Рода. Земледелие распространялось по послеледниковой Европе весьма неравномерно, продвигаясь из Малой Азии на Балканский полуостров, на Дунай и далее в более северные области. На территории нашей страны земледелие было известно в V — IV тысячелетии до нашей эры.

Праздничные обряды и традиции

К празднику Рода и рожаниц лето уже окончательно закончилось. Если днём Солнышко ещё может пригреть, приласкать, то ночью уже чувствуется суровое дыхание осени. И первые, кто замечают это – насекомые. Быстро остывая за ночь, они уже не всегда могут прогреться днём, поэтому мух, комаров, пауков и прочих насекомых можно увидеть нечасто. С этим связан и обряд «Похороны мухи».

Для этого отлавливалась муха. Для неё из большой морковки изготавливался гробик (домовина). Муха укладывается в гробик, после чего хоронится за околицей села. Это символизирует зимнюю спячку насекомых.

Ещё один увлекательный обряд – охота на лосих. На роль лосих выбирается девушка и молодая женщина. Они наряжаются соответствующим образом, после чего бегут в лес. Дав небольшую фору, следом бегут молодые парни. Их главная задача – догнать и поймать обеих лосих. Когда задача выполнена, одну из лосих отпускают, а вторую ведут в капище. Здесь её ритуально ругают за то, что парням пришлось долго бегать и тратить силы. После этого отпускают и её. Охотятся именно на «лосих», а не каких-то других животных. Это может послужить доказательством того, что в роли Рожаниц выступают именно Лада и Леля – Лосиха и Лосёнок.

Сам праздник Рода и рожаниц происходит в строго установленном порядке. Утром волхв славит Рода и рожаниц, освещая собранные хлеба. После этого хоронится муха и отлавливаются «лосихи». Следующее увеселение – хоровод. Практически вся деревня участвует в нём. Заводится хоровод вокруг пожилой, уважаемой женщины. Она должна держать в руках каравай хлеба – желательно овсяного. Когда хоровод завершен, этот каравай делится на куски и раздается присутствующим – считается, что с его помощью можно излечить многие хвори.

Заканчивается же праздник дружным застольем. На улице ещё тепло, поэтому столы сдвигаются прямо на главной дороге деревни. На столах обязательно должна быть лосятина (или говядина), яйца, сыр, творог, овсяная каша и ягоды.

© Славянская Лавка

Вывод

Старинный славянский праздник Рода и рожениц напоминает нам о тех временах, когда формировалось единое Славяно-Русское государство под названием Свет. А основателем Света можно смело называть Рода и его верных спутниц — рожаниц. Сравнивая славянского бога Рода с Богом-Творцом Саваофом следует вспомнить периодичность создания всего и вся, расписанную в Библии, в книге Бытие: в первый день творения был создан свет, а вот светила Солнце и Луна только в день четвертый.

Поэтому следует ставить бога Рода старше всех славянских «солнечных» богов.

Русский народ знал и почитал много кого: и Велеса, и Рода, и Сварога, и Перуна, и Христа, и Маркса с Лениным, и опять Христа с Богородицей, и много кого ещё. И у каждого почитаемого, будь то Бог или человек, остались свои сторонники и приверженцы. Будем относиться с уважением ко всем верованиям, ибо мы единый русский народ, умеющий жить в дружбе и добрососедстве со всеми!

Всех с праздником, дорогие друзья!

Авторы - Валерий и Ольга Салфетниковы

Валерий Салфетников