Найти тему
ЕщёНеПоздно

Исполнить в Большом театре революционный гимн «Марсельезу» в 1913г. и не остаться без работы (пример Федора Шаляпина).

Оглавление

Перед тем, как рассказать о самом инциденте, который произошел в Большом театре 26 апреля 1913 года с Федором Шаляпиным, я должен вас ввести в контекст того времени.

В 1913 году, Российская Империя находилась на пороге Первой мировой войны и переживала ряд важных социальных, политических и экономических изменений и проблем:

В первую очередь, политическая нестабильность. В 1905 году произошла революция, которая вынудила царя Николая II к учреждению Государственной Думы. Однако политическая реформа была ограниченной, а Российская Империя продолжала оставаться монархией.

Социальные неравенства: Российское общество было очень сильно разделено на классы. Крестьяне и рабочие испытывали тяжелые экономическое и социальные сложности, в то время как элиты и буржуазия обладали большой властью и привилегиями.

Подготовка к войне: Россия, как и другие европейские державы, активно вооружалась и готовилась к Первой мировой войне, которая началась в 1914 году. Это требовало огромных ресурсов и денег, и подготовка к войне создавала дополнительные напряжения в обществе.

Социальные движения: Начиная с 1905 года, активизировались различные общественные и политические группы, включая социалистов, либералов и революционеров, каждый из которых предлагал свои решения для существующих проблем.

Все эти факторы, в совокупности, создавали сложную и нестабильную обстановку в Российской Империи в 1913 году. Первая мировая война уже начнется через год.

Какое же место занимает Федор Шаляпин в Российской империи в 1913 году?

Фёдор Шаляпин был одним из самых известных и уважаемых оперных певцов в мире на тот период и достиг выдающегося уровня в своей карьере.

В 1913 году Шаляпин продолжал выступать на крупнейших оперных сценах Европы и России, включая Московский Большой театр и Петербургский Мариинский театр. Он был знаменит своим исключительным талантом, мощным басовым голосом и актерской мастерством. Его интерпретации ролей в оперных произведениях, таких как "Борис Годунов" и "Мефистофель", были восторженно встречены как публикой, так и критиками.

Благодаря своей славе и успехам в опере, Фёдор Шаляпин стал одним из наиболее узнаваемых артистов своего времени. Шаляпин был известен не только в России, но и за рубежом. Он часто выступал в оперных театрах Европы, включая театры в Милане, Париже, Берлине и Лондоне.

Помимо оперных выступлений, Шаляпин также давал концерты, на которых исполнял разнообразный музыкальный материал, включая русские романсы и песни.

Инцидент в Большом театре.

26 апреля 1913 года в Московском Большом театре ставилась опера "Фауст" (Faust) композитора Шарля Гуно. Это произведение, основанное на трагедии "Фауст" Гёте, было одним из наиболее известных опер в мировой музыкальной истории.

Федор Шаляпин очень любил эту оперу, ведь это была первая опера, которую он услышал в детстве. Как он потом вспоминал, "это была первая опера, одержавшая победу над моим вкусом. В ней была благороднейшая любовь". А Мефистофель просто потряс воображение - его захватило "сверхъестественное".

Федор ШаляпинФауст - Люди гибнут за металл (Куплеты Мефистофеля.2:06

По всей видимости, после исполнения оперы, публика стала выражать свой протест против власти. Одним из требований у протестующих было - исполнить Марсельезу.

«Марсельеза" в то время в Российской Империи ассоциировалась с революционными движениями и борьбой за права и свободы народа.

И было понятно, что тот, кто поддержит этот порыв и исполнит ее, тот встанет против Царя и власти в стране. И от того более удивительно, что вышел исполнить Марсельезу именно Шаляпин. Хотя он являлся «рок-звездой» того времени, и у него было всё: успех, деньги, возможность путешествовать и выступать за границей. И, сделав шаг на встречу протестующим против власти, он мог лишиться этого всего. Но он все же вышел и спел «Марсельезу».

Последствия.

Несмотря на то, что это достаточно заметный в общественной и политической жизни страны инцидент, но его последствия для Федора Шаляпина были почти безболезненны.

Конечно же, инцидент с исполнением в Большом театре Марсельезы, получил большое внимание в обществе. Многие либеральные и революционно настроенные интеллектуалы и артисты выразили поддержку Шаляпину, видя его действие как акт солидарности с политическими идеями того времени.

Но такой поступок не мог не дойти до Царской фамилии: Некоторые члены царской семьи, включая самого императора Николая II, были раздражены поступком Шаляпина. Император считал, что такие политические высказывания и символические жесты на сцене неуместны. Однако наказания для Фёдора Шаляпина не последовало.

Почему же такая величина, как Федор Шаляпин, решил рискнуть своим положением и поддержать протест?

Для меня этот вопрос очевиден после изучения биографии Федора Шаляпина - он сам вырос в крестьянской семье и был близок к людям и их проблемам.

На втором уже месте: для любого большого артиста и художника, искусство является средство выражения чувств.

Артисты того времени, в том числе Шаляпин, часто видели свою роль не только в искусстве, но и в социальных и политических вопросах. Искусство для них было средством выразить свои убеждения.

Поступок Федора Шаляпина стал символом влияния искусства и культуры на общественные движения в периоды социальных и политических изменений того времени.