Друзья, сегодня я хочу вам рассказать об одном сложном и неоднозначном фильме из Франции. Не секрет, что французы любят сложносочинённые психологические драмы, где по косточкам разбирают мотивы поведения главного героя. И это как раз такой фильм.
«Бруно Рейдаль» (2021)
Фильм снят по реальной истории, произошедшей в маленькой французской деревушке в далёком 1905 году, где 17-летний Жан-Мари Бладье убил 12-летнего мальчика и ножом отрезал ему голову. После этого преступник сам явился в полицейский участок.
И в начале фильма нам показывают это жуткое преступление. Вы спросите, так о чём же фильм, если преступник сам пришёл с повинной? О чём здесь говорить? А говорит режиссёр о причинах этого поступка. На всём протяжении фильма мы вместе с врачами, которые проводят психиатрическую экспертизу Бруно Рейдаля, попытаемся понять, что творится в его голове, что повлияло на формирование его личности, каковы мотивы преступления.
Чтобы этого добиться, врачи просят Бруно написать историю его жизни, начиная с детства, вспомнить, когда впервые у него появилось желание убивать. И он соглашается. Ему легче написать, чем высказать всё словами. Тем более, что врачи задают весьма интимные вопросы.
Рейдаль рассказывает нам, что его мать, сварливая и авторитарная, жестоко избивала его, а отец, более мягкий по характеру, бил его реже и не так жестоко; он перечисляет всех своих братьев и сестер и старается упомянуть каждое из их психических заболеваний.
Что в итоге? Нелюбимый ребёнок, который не знал материнской ласки при живой матери. Бедность, в которой жила семья и необходимость трудиться с самого детства. Буря эмоций и переживаний, которые он был вынужден держать внутри себя, потому что не с кем было поделиться.
Бруно не знал другой жизни и воспринимал эту как само собой разумеющееся. В школе ему приходилось терпеть насмешки ровесников, настоящих друзей у него не было. А в 10 лет он пережил сексуальное насилие от незнакомого мужчины.
На праздник у семьи Бруно и всех соседей было принято забивать свинью у всех на глазах. И у мальчика смерть стала ассоциироваться с довольными людьми, с праздником, с хорошим настроением. Он стал много думать о смерти. А когда он представлял смерть человека, напряжение, которое часто его сопровождало, спадало и он успокаивался.
Оказалось, что мальчик с 6 лет представлял, как расправляется с одноклассниками. При этом, ему никогда не хотелось причинить боль животным. Причина такого поведения кроется и в отношениях внутри семьи, и в том, что ребёнку не доставалось материнской любви, и в бедности, в которой рос мальчик.
Шаг за шагом мы вместе с Бруно пройдём от детства до взросления, до его поступления в семинарию, где он стал одним из лучших учеников. Узнаем, как он пытался сдерживать своё желание убивать, как с этим боролся и почему проиграл.
Фильм не даёт ответов. Он не диктует, а показывает. И только зритель сам может решить, как формируется характер убийцы, врождённые ли эти качества или приобретённые и можно ли этого избежать.
Листайте галерею:
Актёрский состав, картинка и всё остальное
В фильме раскрывается молодой актёр, Дмитрий Доре. Он прекрасно воплощает Рейдала во всех его противоречиях. Мы чувствуем, как он разрывается между желанием делать что-то хорошее и удовлетворением своих тёмных желаний.
В оригинале мы ещё слышим закадровый голос Бруно Рейдала. Текст великолепен, уникален и неумолим, как и тон голоса, читающего его. Фильм сосредоточен вокруг этого вездесущего и повторяющегося голоса, который идеально сочетается с эпизодами. К сожалению, в переводе он теряется.
Мне кажется, что у Дмитрия Доре, этого блестящего молодого актера латвийского происхождения, большое будущее. На нём держится всё повествование.
Остальные актёры ненадолго задерживаются в кадре, но вполне качественно играют свои роли. И очень хорош 10-летний Роман Вильдье, мальчик, сыгравший Бруно Рейдала в детстве.
Картинка соответствует настроению фильма. Приглушенные, коричневые и сине-серые цвета, много тёмного. А приёмы и способ подачи режиссёра фильма, Ле Порта, напоминает подход Карла Теодора Дрейера в «Страстях Жанны д’Арк».
Режиссёр ставит нас в чрезвычайно деликатное положение: между внимательным слушанием страдающей души и своего рода виноватым вуайеризмом, который, в свою очередь, напоминает медицинскую инквизицию и желтую журналистику, и садизм в фильмах категории B, но в рамках роскошной исторической постановки, что придает этому безумному фильму-убийце благородный вид,
А поговорить?
Это погружение в самое сердце психики социопата не оставляет зрителю места для интерпретации, но, тем не менее, приводит к интересным размышлениям о природе психических заболеваний и о том, как их воспринимали эксперты на рубеже 20 века.
Фильм подчёркивает, что Рейдаль является жертвой, жертвой мерзкого детства, бесчеловечной церкви и неудержимых садистских порывов, казалось бы, записанных в самой его ДНК.
Моя оценка 7 из 10
Мрачная, но запоминающаяся психологическая драма. Не буду рекомендовать, каждый сам решит, надо ли ему это смотреть.
Друзья, если вы впервые на моём канале, предлагаю свою небольшую подборку публикаций о кино и сериалах. Может быть, вы найдёте там что-то интересное для себя: